Арт терапия раскрашенные рисунки. Современная арт-терапия: раскраски антистресс для взрослых

Техника применялась в работе с запросами - Понять, что со мной (жизнью) творится.

Пошаговая инструкция.

1. Сделайте на отдельных листах серию рисунков. (Подготовьте листы формата А4 и А3, краски, гуашь, карандаши). Рисуем то, что происходит сейчас, состояние на сегодня. Рисовать в любой последовательности.
~ Моя жизнь, как дорога.
~ Моя жизнь, как река.
~ Моя жизнь, как гора.
~ Моя жизнь, как еда.
~ Моя жизнь, как огонь.
~ Моя жизнь, как игра.

2. Расскажите, что вы нарисовали? Что чувствуете, когда смотрите на свой рисунок? Как эти чувства откликаются в теле? Опишите, что такое для вас символ дороги? (реки, горы, еды, огня, игры). Работаем сначала до конца с одним рисунком. Человек может описать так: «Дорога для меня- это путь к цели». А на рисунке изобразил дорогу, как в сказке, с тремя разветвлениями, типа, налево пойдешь, фиг с маслом найдешь.

Как вы можете объяснить для себя, что происходит в вашей жизни судя по этому рисунку?

Варианты ответа: нет у меня никакой цели сейчас, не знаю, куда мне идти, хоть куда пойду, что-нибудь потеряю и т.д. Итак, как соотносится ваше убеждение об образе с вашей жизнью, с тем, что происходит с вами? Или, о чем это в вашей жизни?

3. Посмотрите, сейчас на ваш рисунок? Что чувствуете? Что происходит в теле? Хочется ли что-нибудь закрасить, убрать или дорисовать? Если да, то даем рисунок и клиент вносит желаемые для него изменения. (нужно иметь в наличии белую гуашь). Коррекция происходит в настоящем времени. Обычно после внесения изменений в рисунок, даже небольшой детали, происходит быстрая внутренняя метаморфоза. Клиент закрасил ответвления от дороги, оставив центральную, в перспективе сверху нарисовал дерево и сбоку нарисовал автозаправку и шашлычную.

4. Просим теперь клиента рассказать по рисунку, что такое его жизнь, как дорога (река, гора, еда, огонь, игра)? Например, рассказ может звучать так: «Моя жизнь – это прямая дорога, асфальтированная, не сильно широкая, но и не узкая, движение на ней в обе стороны. Это дорога из одного города в другой. На ней есть места, где можно заправить автомобиль, перекусить и отдохнуть. После этого можно спокойно ехать дальше. Мне нужно туда, где виднеется дерево. Там цель моей поездки. Я его вижу и мне спокойно и радостно, что до него осталось совсем немного. В теле легкость».

(Обратите внимание на последовательность исполнения рисунков и на формат бумаги. Что в приоритете, судим по символу. Обращаем внимание на чувства и ощущения в теле во время беседы по рисунку. В принципе, кто знаком с арт-терапевтическими методами, знают, что с этим материалом делать для диагностики).

Всем, кто хоть немного имеет представление о символике, будет легко провести это упражнение. Информации об актуальном состоянии предостаточно. Бессознательное просто радостно делится с вами на понятном ему языке. Коррекция происходит на ваших глазах.

2. РИСУНКИ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ

Назначение и приоритетные цели:

Выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний; в ситуации острого стресса - оперативная помощь, отреагирование психотравмирующих переживаний, эмоциональная разрядка;

«проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;

Психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;

Содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

Гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;

Развитие креативности.

Материалы: листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, кисти, акварель, пиалы с водой.

Этап настроя

Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые удалось припомнить. Далее из этого списка предлагается выбрать наиболее сильное чувство, переживание, которое вызывает эмоциональный отклик в данный момент.

Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных проявлений, чтобы участники при составлении списка не испытывали интеллектуальных затруднений в различении понятий.

Этап индивидуальной работы (разработка темы)

Инструкции

Простым карандашом на листе бумаги формата А3 или А4 сделайте контурный рисунок выбранной для «проработки» эмоции (чувства, переживания, состояния).

Произведите с бумагой следующие манипуляции (обращая при этом внимание на мысли и чувства, которые возникают у вас в процессе работы): сомните лист бумаги с контурами рисунка, затем опустите его на некоторое время в воду, расправьте, разложите на столе и только потом раскрасьте нарисованный простым карандашом образ.

Придумайте название и историю, которую могла бы рассказать ваша «картина». Попробуйте построить диалоги между изображенными объектами или частями рисунка.

Этап обсуждения и рефлексивного анализа

Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, рассаживаются в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процессе художественного творчества. Каждый, по желанию, показывает свой рисунок, сообщает его название, рассказывает историю.

Нередко участники изменяют первоначальное название, поскольку в процессе работы происходит трансформация создаваемого образа, а следовательно, меняется замысел, происходит осознание скрытых смыслов. В процессе обсуждения можно корректно использовать «вопросы-подсказки» для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные. Особенно важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств, и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

Арт-терапевтическая сессия завершается внесением изменений в созданный художественный продукт сообразно желанию автора.

В целом, ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы - перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение субъекта вне терапевтической группы.

Примечание.

Важно для изображения эмоций и чувств побуждать участников к созданию спонтанных образов, избегая, по возможности, сюжетных и стереотипных картинок. Неструктурированный рисунок: линии, контуры, пятна помогают нивелировать когнитивный паттерн, способствуют проявлению креативности и свободному самовыражению, стимулируют процессы самопознания.

Огромный позитивный потенциал заключен в возможности многократных трансформаций в процессе работы над образом: чуть заметный контур простым карандашом преломляется, изменяет очертания изображенного объекта, когда бумагу мнут, а затем опускают в воду и вновь разглаживают. Далее с помощью акварельных красок рисунку придают цвет, как бы «проявляют», расцвечивают задуманный образ.

Работа акварелью на мятой, влажной бумаге имеет глубокий психологический смысл и заметный терапевтический эффект, поскольку позволяет добиться большей выразительности и одновременно эмоциональной разрядки. Один из психологических механизмов эмоционального отреагирования заключается в особенности акварели как изобразительного материала.

Источник: Оксана Роздорская

3. Упражнение для работы с личными границами "КАРТА МОЕЙ ЖИЗНИ"

Инструкция:

"Нарисуйте карту своей жизни, где вы и все окружающие вас люди – страны. Вы разного размера, у вас разные отношения. С кем-то у вас общие границы, с кем-то – нет. С кем-то вы можете граничить по воде. С кем-то у вас может быть некая общая зона – таможенный союз или «Шенгенское соглашение». С кем-то упрощенный визовый режим, с кем-то усложненный.

А после посмотрите на свой рисунок и вспомните, какими были границы, скажем, пять лет назад?

И иногда это помогает увидеть многие вещи. Например:

Может быть, у вас пять лет назад было много тесных границ и связей, много контактов и конфликтов. И именно поэтому сейчас вы «перенасытились общением" и стали… островом… Который никто не трогает и не захватывает.

Может быть, наоборот, вы перешли из состояния изолированности к тесным прочным связям

Может быть, вашу страну постоянно захватывают другие страны, и вы не умеете этому противостоять?

А может быть, вы сами всех вокруг захватываете и отвоевываете земли? (сложно в этом признаться, но в каждом человеке есть такое стремление – просто масштабы разные)

Может быть, вы делите страны на союзниц, с которыми у вас упрощенные режимы взаимоотношений, и на противников – с которыми строите заборы и готовите против них компании…

И когда вы видите основные закономерности, вам проще понять, куда стремиться. Нужно ли учиться защищаться или нужно учиться жить в мире и не нападать. Нужно ли учиться строить взаимоотношения или нужно позволить себе взять паузу и побыть в одиночестве"

4. Арт-терапевтическая техника "РИСУНОК В КРУГЕ"

Техника очень хорошо работает на первой консультации, в ситуации сложности формулирования запроса, размытых ожиданий клиента.

Для работы необходим набор разнообразных изобразительных материалов: бумага разного формата, карандаши, фломастеры, пастель, акварельные краски, гуашь.

1. Предлагаем клиенту расслабиться, сконцентрироваться на своих ощущениях здесь и сейчас, и нарисовать на листе круг такого цвета, размера, какой захочется именно в данный момент.

2. Затем – заполнить его рисунком.

3. Далее обсуждаем рисунок, актуализируем мысли, чувства, ощущения. Уточняем: менялось ли состояние в процессе рисования? Хочется ли что-то изменить. При необходимости – клиент корректирует рисунок – дорисовывает, закрашивает, стирает и т.д.

Конечно же, рисунок несет в себе определенную диагностическую информацию. Как и при анализе проективных методик обращаем внимание на размер круга, его размещение на листе, толщину линий, наличие или отсутствие цвета и др. Однако, терапевтический подход предполагает, прежде всего, не интерпретацию рисунка, а следование за эмоциями и ощущениями клиента. Важно, что он видит, как воспринимает свое произведение.

Можно применять рисунок в круге и в групповой работе. Вначале каждый рисует на большом общем листе свой круг, затем совместно заполняется пустое пространство. Процесс может иметь мощнейший ресурсный эффект, но иногда может спровоцировать выброс негативных эмоций.

Наиболее ценно в этой методике – возможность здесь и сейчас проработать ситуацию, скорректировать в нужном направлении.

5. Техника "КАРТА ЦЕЛЕЙ"

1. Обведите вашу руку на бумаге и получите контур вашей будущей карты.
2. Заполните карту различным ландшафтом: обозначьте горы, равнины, реки, водопады, ледники, ущелья, пустыни, леса, поляны, моря, океаны и т. д
3. Флажком укажите цель, к которой вы стремитесь.
4. Обозначьте точку начала движения на вашем маршруте
5. Пунктиром проложите маршрут, который имеет начало и конец.
6. Обозначьте, на каком этапе пути вы находитесь сейчас.
7. Пропишите условные обозначения - дайте определение своим горам, деревьям, морям...
8. Сопоставьте их с вашими эмоциями, ощущениями, состояниями.

Информация, которую раскрывает рисунок:
- Характер маршрута говорит о том, как человек сам ставит себе преграды в жизни и как их преодолевает
- В какой ландшафт попал флажок цели: пустыню, водопад... и что для вас это значит?
- Если в своём маршруте вы проходите все ландшафты - вы творческая личность, нет - вы исполнитель.
- Если вход и выход совпадают - человек приходит к тому, с чего начинал, но уже на уровень выше.
- Обратите внимание какие эмоции вы испытывали, прежде чем достигнуть цели
- Вход внизу, выход вверху - человек идёт от практики к теории, и, соответственно, - наоборот.
- Вход слева, выход справа - человек доводит дело до конца, хотя очень тревожится вначале.
- Вход справа, выход слева - развита интуиция, чувство нового.
- Поделите на три части по диагонали и по вертикали не страницу, а карту: левая часть - прошлое, центральная часть - настоящее, правая часть - будущее. Верхняя часть - мысли, центральная часть - идеи, планы, нижняя часть - поступки.

Медитативное рисование позволяет расслабиться и отгородиться от внешних проблем, оставшись наедине с собой. С помощью дзен-арта можно не только раскрыть свой талант и почувствовать себя художником, но и сконцентрироваться для решения важных вопросов в спокойной, а главное, креативной обстановке. Раскраски антистресс содержат множество деталей в изображениях и могут быть интересны даже профессиональным художникам.


Первооткрывателем этого вида арт-терапии можно считать иллюстратора Джоанну Басфорд, которая приобрела мировую известность после издания серии раскрасок для взрослых. Теперь каждый может взять готовый рисунок, созданный профессиональным иллюстратором, и вдохнуть в него новую жизнь с помощью цветных карандашей и маркеров. Даже если человек далек от искусства и никогда не посещал художественную студию, он легко может получить удовольствие от процесса творчества таким незаурядным способом, как раскрашивание.



Эффект от процесса такого рисования сравним по силе с медитативной практикой. Поэтому раскраски антистресс могут стать достойной альтернативной лекарствам от головной боли и перенапряжения . Популярность арт-терапии также объясняется стремительным ритмом жизни и широким распространением различных ментальных практик, связанных с осознанностью.


Возможность сесть, просто расслабиться и уделить время себе стала бесценной роскошью для жителей мегаполисов, утонувших в рутине бизнеса и домашних хлопот. Раскрашивая иллюстрацию, человек может ненадолго очистить разум от тревожащих проблем, восстановиться и по-новому взглянуть на ту или иную жизненную ситуацию. Не все могут справляться со стрессом, апатией самостоятельно, а употребление соответствующих лекарств не дает полноценной разрядки и лишь подавляет эмоции и чувства человека.



Раскраски для взрослых нельзя назвать инфантильным искусством. Зачастую иллюстрации с узорами и мандалами достаточно сложны, имеют сюжет и сами по себе могут считаться законченным художественным произведением. Если раньше человек покупал в киоске сканворды и судоку для проведения досуга, осваивал какое-либо рукоделие или прикладное искусство, то сейчас на смену им пришли постеры и раскраски антистресс. Они не требуют специальных умений и навыков, а после заполнения страниц цветом их можно смело вешать на стену наравне с картинами.


Зарубежные специалисты стали активно использовать раскраски в качестве терапии для пожилых людей и лиц с ограниченными физическими и умственными способностями благодаря тому, что в освоении эта практика намного проще других арт-проектов. Ко всему прочему рисование способно стимулировать области мозга, ответственные за двигательную активность, память и креативность . Благотворное влияние медитативного рисования на эмоциональную и физическую сторону человека делает этот вариант терапии одним из самых привлекательных и мало затратных.

«Раскраски, которые мы предлагаем в книгах по арт-терапии, просто дают нашим читателям именно то, что обещают: больше субъективного благополучия и меньше стресса» - объясняет их успех Анна Ле Мер. Анна руководитель направления во французском издательстве Hachette , выпускающее в том числе книги для творчества и вдохновения. Она рассказала, чем обусловлен расслабляющий эффект раскрасок и почему они привлекают вне зависимости от возраста.

В конце статьи вы найдете 6 раскрасок из книг «Зачарованный лес» и «Таинственный сад» Джоанны Бэсфорд. Вы можете скачать их, распечатать и проверить на себе волшебную силу искусства.

Psychologies: Как объяснить повальное увлечение книжками с раскрасками?

Анна Ле Мер: В книгах по арт-терапии речь не идет о том, чтобы раскрашивать ради раскрашивания. Каждая книга дает возможность предаться по-настоящему творческой деятельности, что само по себе - источник удовольствия.

Когда мы сосредоточены на рисунке, который нужно только раскрашивать, возникает эффект медитации или состояние потока: именно в этот момент становится очевиден положительный эффект этой практики. И этот эффект вполне реален: многие наши клиенты говорили нам о том, что благодаря этим упражнениям у них прошли головные боли, уменьшилось ощущение напряжения и стресса... Кроме того, эти рисунки дают возможность любому человеку создать нечто красивое, не имея никаких знаний и навыков в области рисования.

У тех, кто раскрашивает узоры, меньше комплексов, а это всегда хорошо!

Первые книги по арт-терапии появились на рынке достаточно давно и с тех пор пользуются неизменным спросом. В чем их секрет?

Успех не только не стихает, но и становится всемирным феноменом! От Скандинавии через Россию и вплоть до Китая: более чем в 20 странах можно встретить книги-раскраски по арт-терапии. Интерес к ним в значительной степени опирается на популярность практики осознанности и медитации полноты сознания.

В нашем обществе слишком много информации, темп жизни слишком высок, и время, которое мы можем потратить на раскрашивание, становится временем для себя, когда мы можем сосредоточиться и освободить свой разум от повседневных проблем. И раскраски оказываются особенно по душе тем, кто не только чувствителен к стрессу, но и присматривается к альтернативной медицине, пробует новые методы сохранения здоровья, релаксации, повышения удовлетворенности жизнью.

Почему раскраски в книгах по арт-терапии интересны и детям, и взрослым?

Одно из главных критических замечаний к этим изданиям касается того, что они якобы развивают в нас инфантилизм. Это совершенно не так, более того, некоторые книги, наоборот, очень сложны. Обычно рисунки очень насыщенны и выполнены настоящими профессиональными художниками. Это полноценное художественное произведение, в котором есть графические новации и тематическое разнообразие. Каждый найдет нечто по своему вкусу: традиционные мандалы, цветочные и этнические мотивы, животных, витражи… Наконец, у нас есть полная свобода в выборе цвета, что позволяет каждому выразить не только свою уникальность как личности, но и свои эстетические наклонности.

Один и тот же контур можно раскрасить бесконечным числом способов, и такая возможность творческой игры действует очень вдохновляюще.

Шесть расскрасок, чтобы почувствовать себя лучше