Должностная инструкция модистки головных уборов. Модистка - это кто: портниха, дизайнер или шляпница? История профессии и значение в современном мире моды Должностные обязанности модистки головных уборов

Цель: Познакомить с историей головных уборов, их классификацией. Научиться анализировать модель шляпы, проектировать модели головных уборов. Показать умения и навыки применения имеющихся знаний в новых ситуациях. Развивать навыки совместного поиска ответов на вопросы, умения пользоваться приёмами моделирования и конструирования по аналогии и в заданных ситуациях. Совершать систему самоконтроля, взаимоконтроля и способности к быстрой психологической релаксации.

Оборудование: Карандаш, линейка, циркуль, сантиметровая лента, ножницы, калькулятор

Наглядные пособия: Карточки с видами, типами и классификацией головных уборов, головные уборы, журналы мод, Технологические карты. Таблицы с видами головных уборов. (рис.3,2. Приложение1, 2,3.)

Межпредметные связи: алгебра, геометрия, черчение, рисование.

Ход занятия

1. Организация занятия.

1. Проверка готовности учащихся к занятию.

Проверка домашнего задания: У каждого своё задание по поиску материалов для темы "История шляп"

2. Сообщение темы и цели занятия.

Преподаватель:

Здравствуйте, милые девушки и гости, я вас приглашаю на экскурсию по Шляпному салону - ателье.

Тема занятия, которое мы проведем здесь - "Конструирование и моделирование головных уборов. Шляпы".

Я очень рада видеть вас всех здесь, и надеюсь, что вы пришли сюда с хорошим настроением. У вас на столе лежат 3 очаровательные мордочки. (Карточки с 3 мордашками, которые отражает настроение: улыбающейся, горюющий и спокойный) Итак, проверим какое сейчас у вас настроение? Поднимите ту карточку, которая наиболее соответствует вашему настроению. Спасибо. Отложите карточки на край стола.

Эпиграфом нашего урока я выбрала слова Бориса Вышеславцева "Сущность души - есть творчество"

Каждый наш урок отмечается творчеством, и сегодня вы сможете продемонстрировать свои творческие способности, моделируя головной убор. На основе имеющихся знаний мы выработаем новые умения по конструированию и моделированию шляп.

Итак, мы с вами переходим в исторический зал, экскурсию в котором будут вести два экскурсовода.

Разрешите представить:

1 ЭКСКУРСОВОД: (имя)

(рассказывает):

"По последним находящимся у нас данным - это исторические журналы, книги, памятники архитектуры, картины и т.д. мы можем заметить, что за последние 500 лет менялись только размеры, объемы, пропорции, силуэты и детали головных уборов.

Самая главная причина появления головного убора - это защита их владельца от холода и жары, т. е. они должны быть практичными. Поэтому их формы подчинялись функциональному назначению.

Взглянув на головной убор Античного человека, работающего в поле, можно обнаружить первую шляпу с полями, которая называлась пипос. Моряки носили войлочные колпаки (похожие на наши колпаки для бани) - петисос.

Венки и налобные повязки были на состоятельных людях и служили свидетельством привилегированности.

В средневековье и мужчины и женщины носили накидки, плащи с капюшонами.

В Византии носили остроконечные шляпы с шелковыми накидками (вуалями).

К концу XV в.. берет, вошел в моду у этрусков, тогда их носили только охотники и крестьяне, позже большие, плоские и с разрезами, из тонкого сукна или бархата, украшенные вышивкой, брошами, золотыми украшениями, перьями - береты стали распространяться, (в основном), в художественной интеллигенции. (Приложение№1)

2 ЭКСКУРСОВОД:

"Шляпы могли все рассказать о человеке, его статусе, положении в обществе их воспитании и семейном положении. В Англии, например, "чепчики" чаще всего носили незамужние женщины (или вдовы), чем замужние или девушки.

В Германии - женская широкополая шляпа называлась шуточно "последняя попытка", это означало, что старая вдова или незамужняя женщина, ее надевавшая, надеялась выйти замуж.

В Америке, наоборот, подчеркивали поэтическую натуру.

Считается, что соломенная шляпа появилась во Флоренции, хотя их носили греки и римляне, а у евреев - она была обязательной принадлежностью в одежде, но Флоренция была знаменита самыми тонкими и изящными шляпками, которые и вошли в моду женских головных уборов. Во времена мушкетеров мужчины особо заботящиеся о своем костюме и его величавости придумали широкие поля шляп, но т. к. они мешали стрелять из лука и скакать на лошади, их стали закалывать сначала с одной стороны, а позже и с двух - так появились треуголки.

Русские женщины до петровских времен почти не знали ни шляп, ни беретов, ни "чепсов", ни колпаков. Верные обычаю скрывать после замужества свои волосы, они надевали повойник, сороку или кокошник, а сверху накрывался платком или шалью".

Преподаватель: Итак, вы узнали об истории женских головных уборов, их использовании, и я хочу обратить Ваше внимание на практическое применение головных уборов для сохранения здоровья - защиту от холода и жары, поэтому, знания, полученные на этом уроке, вы сможете применить в повседневной жизни.

Нашу экскурсию продолжают модистки.

Разрешите представить (показывая на специалистов) Специалист по квалификации и дизайнер нашей фирмы (ИМЯ)

1 МОДИСТКА: "По мнению известного историка моды Колина Макдаула имеются три основных вида головных убора:

  • кепка
  • шапка
  • шляпа

2 основных силуэта:

  • с полями
  • без полей."

А все остальное - их варианты.

Преподаватель: Уважаемые экскурсанты и гости, на ваших столах лежат опорный конспект - схема, на которых представлена классификация головных уборов.

2 МОДИСТКА: (Приложение №2) "Центральная швейная лаборатория в Москве все головные уборы классифицирует по признакам:

1. По сезонному признаку

  1. летние
  2. зимние
  3. весенние
  4. осенние

2. По сырьевому признаку

  1. солома,
  2. искусственные ткани и натуральные

3. По форме:

  1. мягкие (вязание, шитье, плетение)
  2. жесткие (формованные)

4. По назначению

  1. торжественные
  2. повседневные
  3. национальные

1 МОДИСТКА: "Отделка - один из элементов композиции, которая должна быть согласована с костюмом, его цветом, тканью, формой, линиями и назначением головного убора.

Например, свадебные головные уборы украшают цветами, бисером, шикарной фатой.

Не маловажное значение имеют булавки, пуговицы, блочки, пряжки, кокарды - особенно в военном головном уборе.

Отделка может быть однотонной или контрастной (в цвет галстука) может использована: кожа, мех, перья, бейка, сутажи, цветы, бомбоны, банты, шитье (особенно в головных уборах детей)".

Преподаватель: да, всё правильно. Интересно, что в 1929году один французский денди писал, что "хорошо одевающийся человек должен иметь 15 костюмов, 20 пар перчаток и не менее 15 шляп"

Сейчас шляпы носят уверенные в себе люди, главное соблюдать пропорции. Например (показ на доске по плакату)

Широкополая шляпа подходит к облегающим костюмам или наоборот платьям "А - ля Скарлетт".

Женщинам не высокого роста не следует носить такие шляпы, так как она может утяжелить фигуру и сделать зрительно её ещё меньше.

Сравнив головные уборы разного фасона и материала мы заметим, что донышко м/б овальное, круглое, выпуклое или плоское, поля длинные или узкие, тулья - высокая, узкая, прямая или сложенная в гармошку, расширенная или зауженная (обратите внимание на плакат)

Выбрав модель или конструкцию головного убора за счет отделки и моделирования лекал можно изменить головной убор с учетом особенностей своего лица, фигуры, колористического типа и назначения одежды (на столах приложения)

1 МОДИСТКА: Для женщин с треугольным лицом верхняя часть головы значительно массивней нижней, чтобы скрыть недостатки, рекомендуются головные уборы мягкой формы (береты с низкой линией присада, шляпы с асимметричными полями и небольшой отделкой и т.д.).

1 МОДИСТКА: Для людей с широкой нижней частью лица - рекомендуются головные уборы с асимметричной линией присада и объемным верхом.

2 МОДИСТКА: Для овальных и прямоугольных лиц подходят все виды шляп.

Учитель: Спасибо за представленную информацию, а сейчас, вам представляется возможность проявить свое творчество и придумать самим отделку к шляпе.

Самостоятельная работа

Каждой группе предлагаются виды отделок (ткань, искусственные цветы) и шляпа. При составлении отделок вам могут понадобятся булавки, при их использовании не забудьте правила техники безопасности при работе с колющими инструментами. На выполнение работы вам дается 5 минут, а также вы должны защитить свой проект в течение 2 минут. Прошу обратить внимание, что на ваших столах лежат оценочные показатели (Приложение№3), по которым вы оцениваете работу другой группы и свои оценки прошу мотивировать. Итак, задача: украсить шляпу для костюма торжественного назначения. Свои оценки поставьте на листочки и сдайте мне.

В ателье, мастеров, занимающихся головными уборами, раньше называли: мастер - тулья, шляпник,а сейчас это: (показ на доске)

  • модистка головных уборов,
  • модельер - конструктор ГУ,
  • технолог - конструктор.

Вы можете освоить одну из этих специальностей и открыть в нашем городе шляпный салон.

Давайте перейдем в конструкторский цех. Чему мы должны здесь научиться? Какова наша цель?

Дети: Научиться конструировать головные уборы.

Преподаватель: Что же такое конструирование?

На доске - Это построение чертежей лекал любого изделия.

Преподаватель: Да. В конструировании существуют несколько методов построения головных уборов:

  • формовочный (сеточный метод) фетров. Форму головного убора получают при помощи специальной деревянной болванки (приложение №1).
  • и расчетный метод (метод мерки и прибавки), которым мы сейчас будем пользоваться.

Что же нам необходимо для построения головного убора?

На доске:

  • модель
  • обхват головы (размер ОГ) - размеры деталей шляпы
  • знать детали, из которых состоит головной убор

Ученик: Уметь чертить детали.

Преподаватель: Как вы думаете, что же необходимо для построения шляп? Ученик Циркуль, линейка, карандаш. Значит, при построении мы с вами будем опираться на знания и умения, полученные на уроках геометрии, черчения и рисования.

Я вам предлагаю 2 технологические карты (Приложение №3).

Первая тех. карта - посложнее, а вторая - полегче для разбора, т. е.- вы посмотрите и выберите сами технологическую карту для работы. Они обе перед вами.

Самостоятельная работа

Практическая работа по технологической карте.

Спасибо за работу, но это только основа для вашего творчества.

Сейчас прошу смоделировать эту шляпу путем удлинения, расширения или заужения тульи, полей или донышка для женщины с треугольным лицом. Необходимые карточки у вас имеются на столах. (Приложение №2).

Сейчас прошу самостоятельно оценить свою работу. (Приложение №3). После прошу поменяться работами с рядом сидящими, и оценить работу соседей. Прошу поднять руку, у кого оценки совпали с оценкой автора?

Спасибо за работу.

Итак, наша экскурсия подошла к концу. На ней мы познакомились с историческими аспектами шляпного ремесла и классификацией головных уборов, узнали основы конструирования шляпы и приложили свои знания в моделировании на определенный вид лица.

Хочу вернуться к нашему эпиграфу:

Каждый из вас, дорогие девушки, уникальная творческая личность, Но, основой любого творчества является труд. Работая с вами сегодня, я убедилась, что каждый из вас обладает своим талантом, который я надеюсь, будет проявляться в вашей одежде, в головных уборах, о которых мы сегодня с вами вели речь. Какие ваши впечатления от урока?

А сейчас, я прошу вас вернуться к очаровательным мордашкам и определить, какое же у вас сейчас настроение. Прекрасно.

Характеристика работ . Изготовление и ремонт на машинах или вручную по образцам всех видов головных уборов летнего типа из хлопчатобумажной и льняной ткани (кроме бархата, вельвета).

Должен знать: методы и приемы изготовления и ремонта головных уборов из хлопчатобумажной и льняной ткани; ассортимент головных уборов летнего типа, виды и свойства применяемых материалов; назначение машин; применяемые приспособления и правила пользования ими.

§ 32. Модистка головных уборов 4-го разряда

Характеристика работ . Изготовление и ремонт на машинах или вручную по образцам кепи, фуражек, бескозырок, шапок всех видов, женских летних шляп с выстроченными полями из различных материалов; головных уборов из шерстяных и шелковых материалов, бархата и вельвета хлопчатобумажных, соломенной тесьмы, искусственных меха, кожи и замши.

Должен знать: методы и приемы изготовления и ремонта головных уборов из указанных материалов; виды и свойства применяемых материалов; технологию изготовления головных уборов; принцип действия обслуживаемых машин.

§ 33. Модистка головных уборов 5-го разряда

Характеристика работ . Изготовление и ремонт на машинах или вручную по образцам головных уборов типа "чалма", драпированных, со сложными отделками из различных материалов, а также головных уборов из натуральных меха, кожи и замши, синтетического вельвета, шелкового бархата, ленты "пух-перо", целлофана, рафи, "пеньки", моноволокна.

Должен знать: методы и приемы изготовления и ремонта головных уборов из указанных материалов; последовательность выполнения операций; виды и свойства применяемых материалов, причины возникновения дефектов и меры их предупреждения; устройство обслуживаемых машин.

§ 34. Модистка головных уборов 6-го разряда

Характеристика работ . Изготовление на машинах или вручную моделей и образцов головных уборов из различных материалов, кожи и меха.

Должен знать: методы и приемы изготовления головных уборов из указанных материалов; последовательность выполнения операций; виды и свойства применяемых материалов; причины возникновения дефектов и меры их предупреждения; устройство обслуживаемых машин.

Модистка головных уборов

§ 31. Модистка головных уборов 3-го разряда

Характеристика работ . Изготовление и ремонт на машинах или вручную по образцам всех видов головных уборов летнего типа из хлопчатобумажной и льняной ткани (кроме бархата, вельвета).

Должен знать: методы и приемы изготовления и ремонта головных уборов из хлопчатобумажной и льняной ткани; ассортимент головных уборов летнего типа, виды и свойства применяемых материалов; назначение машин; применяемые приспособления и правила пользования ими.

§ 32. Модистка головных уборов 4-го разряда

Характеристика работ . Изготовление и ремонт на машинах или вручную по образцам кепи, фуражек, бескозырок, шапок всех видов, женских летних шляп с выстроченными полями из различных материалов; головных уборов из шерстяных и шелковых материалов, бархата и вельвета хлопчатобумажных, соломенной тесьмы, искусственных меха, кожи и замши.

Должен знать: методы и приемы изготовления и ремонта головных уборов из указанных материалов; виды и свойства применяемых материалов; технологию изготовления головных уборов; принцип действия обслуживаемых машин.

§ 33. Модистка головных уборов 5-го разряда

Характеристика работ . Изготовление и ремонт на машинах или вручную по образцам головных уборов типа "чалма", драпированных, со сложными отделками из различных материалов, а также головных уборов из натуральных меха, кожи и замши, синтетического вельвета, шелкового бархата, ленты "пух-перо", целлофана, рафи, "пеньки", моноволокна.

Должен знать: методы и приемы изготовления и ремонта головных уборов из указанных материалов; последовательность выполнения операций; виды и свойства применяемых материалов, причины возникновения дефектов и меры их предупреждения; устройство обслуживаемых машин.

§ 34. Модистка головных уборов 6-го разряда

Характеристика работ . Изготовление на машинах или вручную моделей и образцов головных уборов из различных материалов, кожи и меха.

Согласно словарю Д. Ушакова, модисткой именуют мастерицу-портниху, изготавливающую изделия и детали декора женского образа: шляпки, платья, вуали. Но на самом деле значение слова «модистка» в истории имеет куда более широкое определение. Модистки занимались как индивидуальным пошивом одежды и головных уборов, так и открывали магазины, где выставляли оригинальные модели женских туалетов.

Во Франции XVI-XX веков модисткой называли женщину, которая проектирует, шьет и продает модные платья и шляпки. Мода на невероятно пышные нарядные платья, ажурные головные уборы, веера, перья и кружева, вспыхнувшая на закате эпохи Ренессанса, буквально создала эту профессию.

Профессия модистки в истории Европы

Сейчас это слово в своем исконном значении используется довольно редко. Но в свое время обращаться к модистке - это было дело обыденное, особенно для вельмож. Кстати, первые упоминания об этой специальности насчитывают почти 400 лет. Зародившись во Франции, профессия вскоре распространилась по всему миру, и кто такая модистка, знал каждый. Она стала прообразом современных

На заре эпохи Барокко все мастера наперстка и иглы разделились на несколько профессий. Портной стал кроить и шить костюмы для мужчин. Белошвейка трудилась над созданием нижнего белья, а модистка занималась пошивом и декорированием платьев для женщин.

В эпоху Романтизма профессия, благодаря которой женщины могли украшать себя платьями, расшитыми жемчужным узором, с оборками и драпировками, кружевами и вышивкой, обрела невероятную популярность. Самые талантливые модистки были известны далеко за пределами своих стран, и к ним ехали со всего света. Их уважали и почитали как законодательниц моды.

Что входило в сферу деятельности модистки

Модистки, работавшие собственноручно, создавали шляпки и другие головные уборы и украшали их. Шили одежду несложных фасонов, а также накидки, шали, мантильи, вуали, шарфы, веера. Для создания сложных платьев они заказывали основу (силуэт, фасон) у портных, а затем самостоятельно декорировали изделие лентами, кружевами, тесьмой, бахромой, драгоценными камнями, цветочной вышивкой.

Было ещё одно направление в деятельности у модистки - это обновление поношенных вещей. К ним нередко обращались с просьбой освежить Модистки их перекраивали и украшали, создавая «новые» вещи из ношеных.

Но модистка - это не портниха и не закройщица, как многие предполагают. Задача портного заключалась в основном правиле: «Главное, чтобы костюмчик сидел». А модистки, как и современные кутюрье, знали толк в украшениях, оборках, кружевах, аксессуарах и могли на основе платья простого кроя создавать шедевры.

Популярность профессии модистки

Модные тенденции в одежде в период с XVI по XX век диктовали именно модистки. Это позволяло тем из них, кого народ признавал самыми талантливыми, иметь собственные модные дома, в которых трудились наемные работники, и иногда их численность достигала 100 человек.

Чтобы выполнять крупные заказы в полном объеме и предлагать клиентам образы в одном стиле, привлекались такие работники, как портные, белошвейки, кружевницы, вышивальщицы, скорняки, а также те, кто создавал искусственные цветы, занимался обработкой перьев, делал корсеты.

Самой известной модисткой всех времен считают Розу Бертен, которая шила туалеты для королевы Франции Марии Антуанетты (на фото) и была удостоена придворного звания "Министр моды". Эта талантливейшая женщина имела свой магазин («Великий Могол»), куда знатные вельможи приезжали за нарядами со всей Франции, из Англии, Испании, Швеции и России. Розу Бертен историки моды считают первым французским модельером.

Модистка в России

В Россию термин «модистка» пришел лишь спустя два столетия после своего становления во Франции. Начиная с 1803 года в крупных городах империи открывались профессиональные школы модисток для женщин. Кроме этого дамские модистки образовывали целые где делились новыми наработками и полученными за границей знаниями.

В современном российском обществе профессия модистки практически утратила своё значение. Но мода сейчас шагает семимильными шагами, и благодаря доступности информации этот термин вновь начал упоминаться. Это слово нередко используют в качестве описания своей профессиональной деятельности начинающие дизайнеры.

Интересно, что в реестре профессиональных стандартов Росси модистка числится как должность до сих пор. Относится такая профессия к разделу специалистов по ремонту и индивидуальному пошиву швейных и трикотажных изделий, изделий из меха и кожи, галантереи, головных уборов.