Психологическая подготовка. "Как успешно пройти собеседование

Психологические состояния людей, потерявших работу. Борьба со стрессом.
Нередко потеря работы вызывает множество тяжелых переживаний, кризисные состояния. Вы должны знать о них. Когда люди понимают, как протекают события, они могут повлиять на них, оградить себя от негативных переживаний или хотя бы психологически подготовиться к ним. Ведь груз пережитого часто давит человека, мешает ему сосредоточиться на решении актуальных задач.
Психологи давно выделяют несколько фаз развития специфических стрессовых состояний человека при потере работы.
Фаза 1 - состояние неопределенности и шока. Это очень тяжелое переживание, особенно когда потеря работы произошла внезапно (неожиданное сокращение штатов, ссора с начальником и т.п.). Растерянность и страх могут стать почвой для развития болезней или предпосылкой для несчастных случаев. Причём более сильным неблагоприятным фактором иногда является даже не сама потеря работы, а постоянная угроза того, что это произойдет. Как говорится, ожидание смерти хуже самой смерти. Поэтому предвидение данного события и заблаговременная подготовка могут облегчить положение.
Вы должны относиться философски к подобным ситуациям. Помните, что в современном мире новую работу рано или поздно приходится искать всем. Вы не исключение. Хотя, конечно же, во всем этом мало приятного.
Фаза 2 - наступление субъективного облегчения и психологическая адаптация к ситуации. Эта фаза обычно длится 3-4 месяца после потери работы. Уже в первые недели, когда проходит психологический шок, многие люди начинают испытывать облегчение и даже радость. Не нужно каждое утро спешить на работу, исчезает тяжелый груз профессиональных обязанностей, появляется много свободного времени. В общем, человек начинает испытывать состояние психологического комфорта и удовлетворения жизнью (конечно, если есть сбережения, на которые можно прожить какое-то время).
Вынужденный отдых обычно идет на пользу. Многие отмечают улучшение состояния здоровья и настроения. Полностью восстановившись, человек с новыми силами принимается за активные поиски нового места работы.
Есть еще один интересный факт. Психологи установили, что поиски новой работы, начатые сразу после увольнения, ничуть не увеличивают шансов найти ее. Те же, кто сначала пытается справиться с такими негативными последствиями увольнения, как депрессия и низкий уровень самоуважения, а уж потом приступают к поискам новой работы, во время собеседований меньше нервничают, держатся более уверенно и производят лучшее впечатление на работодателей. Как правило, эти люди больше удовлетворены своей новой работой, чем те, кто начал искать ее сразу после увольнения.
Однако в некоторых случаях стрессовые состояния оказываются стойкими и не исчезают длительное время. Тогда человек преувеличивает опасность своего положения и тогда уже не воспринимает его как отдых. Часто этому способствуют объективные причины (ограниченность финансов, необходимость заботиться о семье и т.д.). Длительный стресс - это ничто иное, как следствие нашей неуверенности и даже страха перед завтрашним днем, проистекающее из-за финансовых трудностей. У человека в подобной ситуации возникает тревога, что прежде, чем он найдет достойную работу, будет получать достаточное количество денег, он потеряет, если не все, то очень многое: семью, друзей, любовь.
Фаза 3 - утяжеление состояния. Оно наступает после 6-7 месяцев отсутствия работы. К этому времени обычно ухудшается финансовое и социальное положение человека. Наблюдается дефицит активности, ограничение круга общения, разрушение жизненных привычек, интересов, целей. Сил для противостояния неприятностям становится все меньше и меньше.
Депрессия усиливается, при длительной безработице, когда человек не имеет хотя бы небольшого заработка на временной или сезонной работе. Особенно разрушительно действуют постоянные неудачи при поиске работы, а точнее - колебания, связанные с появлением надежды найти работу и потерей этой надежды. Постоянные неудачи могут привести к прекращению поисков и апатии.
Фаза 4 - беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией. Это тяжелое психологическое состояние может наблюдаться даже при отсутствии серьёзных материальных трудностей. Состояние апатии возрастает с каждым месяцем. Отсутствие хотя бы минимальных успехов в поиске работы ведет к потере надежды. Человек прекращает попытки изменить положение и привыкает к состоянию бездеятельности.
Отвыкнув от напряженного трудового ритма, порой люди уже сами боятся найти работу. Сознательно или подсознательно они начинают искать причины и отговорки, чтобы, к примеру, не пойти в назначенный час на собеседование, «забывают» позвонить по указанному в объявлении номеру телефона и т.д. Если Вы заметили в себе подобное поведение, помните, что чем раньше Вы сумеете проявить силу воли и перебороть себя, тем лучше. В таких случаях Вы можете обратиться за поддержкой к психологу. Но нередко люди замыкаются, считают, что справятся со своими сложностями сами. Помните, что эмоциональная поддержка со стороны Ваших родственников, друзей, знакомых, социальных работников всегда существенно смягчает негативные последствия потери работы.
Кроме социальной поддержки существуют и другие формы, с помощью которых можно облегчить положение безработного. Так, очень важно найти хоть какую-нибудь работу, пусть непрестижную или случайную, даже если она не удовлетворяет и не приносит достаточно денег. Это оказывается сильным лекарством против стресса. Трудовая активность снижает подверженность депрессии. Поэтому, если Вы уже давно и безрезультатно ищете работу, используйте любую возможность. Пусть предложенная Вам работа кажется плохой и бесперспективной - не это главное. Имея хоть какую-то стабильность, психологически намного легче посвятить себя дальнейшим поискам рабочего места, которое полностью удовлетворяет Вас.
Кстати, многие сезонные рабочие вполне довольны жизнью. Вынужденный перерыв в работе они используют для отдыха. Только те, кто не работал больше года, не могут избежать психологического стресса.
Служащие с постоянным жалованием и фиксированным рабочим днем больше страдают от потери работы, чем люди «свободных» профессий (журналисты, артисты, консультанты, дизайнеры и проч.), привыкшие работать сдельно. Служащим труднее найти другую работу. Для многих из них безработица воспринимается не временной трудностью, а личной катастрофой.
Что же нам делать с нашей страдающей психикой? Как бы там ни было, нужно стараться тяжелое состояние преодолеть. И здесь Вам помогут советы специалистов.
Для начала необходимо уяснить, что очень часто мы больше всего боимся неизвестности. Далее, совершенно точно можно утверждать, что ни завтра ни послезавтра Вы не умрете от голода, оставшись без копейки денег. Не верите? А разве в своей жизни Вы впервые в подобной ситуации? Разве раньше не бывало, что деньги у Вас заканчивались почти сразу после зарплаты? Наверное, неоднократно. И каждый раз выход из совершенно безвыходной ситуации как-то находился. Посмотрите вокруг: много ли у нас на улицах истощенных людей?
Страх - это продукт Вашего воображения. Смело взгляните ему в лицо, распознайте его. И тогда обнаружите, что Вы с ним не одно и то же. Посмотрите на Ваши страхи, как на кадры из фильма, что быстро мелькают и тут же исчезают. Страх придет и уйдет, если Вы сами не будете его настойчиво задерживать. Перестаньте прокручивать в уме удручающие подробности Вашего сегодняшнего бытия, перестаньте составлять сценарий нерадостного завтра и размышлять о том, что работу Вам найти не удастся, а если и удастся, то Вас на нее не возьмут, а если и возьмут, то обязательно попадется начальник-идиот, а если и не идиот, то обязательно Вас обманет, а если и не обманет, то зарплату затянет, а если и не затянет, то ее хватать не будет... И так все, вплоть до похорон, на которые никто не придет.
Попытайтесь забыть о неприятностях, плотно Вас «обсевших». Вам хуже всех? У вас есть крыша над головой, любимые и близкие, специальность, которая рано или поздно даст хороший доход, лук и морковка на грядке, небольшие накопления, руки, ноги, голова. В конце концов, если Вы читаете эти строки, значит, у Вас есть и доступ в Интернет. А ведь это не так уж и мало!
А теперь попытайтесь пойти дальше. Систематизируйте свои дальнейшие действия. Для начала возьмите листок бумаги, ручку и попробуйте составить план первых шагов. Конкретно, скрупулезно, пункт за пунктом. Ни в коем случае не пишите: «В понедельник, такого-то числа, я начну новую жизнь и пойду искать работу». В понедельник эта расплывчатая фраза вызовет у Вас лишь приступ тоски и головную боль. Лучше написать примерно таким образом:
1. Сейчас я займусь составлением резюме, уже завтра оно может мне пригодиться;
2. Завтра в 9.00 я посмотрю все доступные издания по трудоустройству;
3. Внимательно отмечу подходящие вакансии;
4. Сделаю звонки, а в случае удачи - договорюсь о встрече;
5. Попытаюсь выяснить, какие вакансии имеются в городской службе занятости;
6. Попытаю счастья и в серьезном частном кадровом агентстве.
На следующий день важно не засунуть этот план в долгий ящик, а постараться точно выполнить задуманное. В чем-то Вам обязательно повезет.
И еще - если появляется любая возможность, лучше долго не рассуждать. Сделайте хотя бы маленькие шажки к реализации Вашей цели и посмотрите, как будут развиваться события в дальнейшем. Если сразу пойдут сбои, отказы, ошибки - значит, это не Ваш путь, и судьба подсказывает Вам, чтобы Вы не направлялись в эту сторону. Если же Вы ничего не сделали, чтобы воспользоваться предоставленной возможностью, то можете обижаться только на самого себя, но никак не на судьбу. Она, может быть, давала Вам замечательный шанс, а Вы им не воспользовались.
И, пожалуйста, не делайте из себя мученика. Не говорите: «Я так устал! У меня нет сил терпеть и бороться». Мы способны вынести ровно столько, сколько взваливает на нас жизнь. И даже чуточку больше.
Эксперты предлагают 8 стратегий улучшения своего психического состояния после потери работы:
Помните: боль не будет длиться вечно. Если вы были счастливы до потери работы, вы обязательно будете счастливы снова, - говорит один из авторов исследования, которое показало, что нам нужно около полугода, чтобы оправиться от увольнения. Никто при потере работы не остается равнодушным. Но поначалу нам трудно поверить, что боль уйдет. Важно напоминать себе, что все сложные ситуации проходят, и, в конечном итоге, вы будете чувствовать себя, как раньше.
Защитите себя от мрачных мыслей и негатива. Держитесь подальше от мрачных людей, негативной литературы, фильмов. Выбирайте проверенные и надежные тактики улучшения настроения, делайте то, что вам нравится, проводите время с друзьями. Боритесь с желанием побыть одному: потеря работы часто вызывает стремление к изоляции, которая может помешать эмоциональному подъему.
Возьмитесь за себя. В кризисной ситуации, пока в мыслях все не встало на свои места, необходимо поддерживать хотя бы физическую форму. Такие периоды - самое время отказаться от нездоровой пищи, начать бегать. Велика вероятность того, что после преодоления психологического кризиса эти новые полезные привычки останутся с вами надолго, а эмоциональная боль станет более терпимой.
Протяните руку. У волонтерства есть физические и эмоциональные выгоды, оно способно снизить стресс и влияет даже на увеличение продолжительности жизни. Помощь другим заставляет нас чувствовать себя более счастливыми и здоровыми.
Ведите дневник. В ходе одного из исследований ученые обнаружили, что уволенные люди, которые по 30 минут в день писали о своих эмоциях и чувствах, вернулись на работу значительно быстрее, чем те, кто не делал этого. Сосредоточить внимание на положительных моментах действительно полезно, ведь не всегда же вы чувствуете себя плохо, а такие вещи помогают нам сохранять боевой дух в тяжелые времена.
Общайтесь с вашим супругом. Если вы кормилец семьи, то потеря работы может вызвать особенно сильную тревогу Объясните ваши чувства своему партнеру, чтобы он понял, что вам нужна поддержка.
Присоединитесь к группе поддержки. Посещайте семинары, читайте интервью специалистов, составляйте новое резюме, ищите новое место и круг единомышленников.
Откройте новые возможности. Потеря работы может открыть двери для более полноценной и интересной жизни. После увольнения или ухода с работы люди часто меняют жизнь и пробуют себя в чем-то новом. Возможно, и для вас этот период станет тем самым добрым часом для нового взлёта.

Представьтесь и попросите соединить вас с нужным вам сотрудником.
Например:
“Меня зовут _______ и я хотел бы поговорить с ________.
Не подскажите, как его зовут?”. Если пытаются отказать в соединении, или предлагают поговорить с кем-нибудь другим, скажите: “Нет, я хочу поговорить с ним лично”.
Представьтесь и объясните, зачем звоните.
Например:
“Добрый день, _______. Меня зовут ___________, я _________ по профессии. Я хотел бы узнать о возможности трудоустройства на Вашем предприятии.
Настаивайте:
“Я понимаю, что у Вас нет мест прямо сейчас, но я все-таки хотел бы встретиться: вдруг что-нибудь появится через несколько недель”.
Предоставьте работодателю время на размышление.
Например:
“Есть ли у Вас список кандидатов, куда меня можно было бы внести?» «Порекомендуйте мне, пожалуйста, другие организации, где могут быть вакансии» «Можно мне послать Вам резюме, на случай, если неожиданно появятся вакансии?”
Согласуйте действия на будущее.
Например:
“Вам будет удобно, если я приеду, завтра в 10.00 в Ваш офис на ул. Петровской?” или “Я посылаю Вам резюме сегодня по почте”.
Вежливо завершите разговор.
6. Возможно, вам повезет, и вы найдете что-то стоящее после двух-трех дней, проведенных «на телефоне». Однако будьте готовы и к тому, что процесс этот (как и вообще процесс поиска работы) может затянуться не на один месяц.
7. Если Вы сами решили дать объявление в печать, постарайтесь сделать это не совсем стандартно. Посмотрите, что о себе пишут другие, какие объявления наиболее броски и обращают на себя внимание. И составьте свое: без ложной скромности, но и без преувеличения своих возможностей.
8. Так же вы можете отправить письмо-запрос на предприятие по поводу работы.
Письмо-запрос, как правило, адресуется руководителю. В нем можно отобразить следующие блоки информации о себе.
Фамилия, имя, отчество;
Возраст;
Семейное положение, состав семьи;
Место жительства
Образование, специальность, квалификация;
Стаж работы, где и сколько времени проработали, и в каком качестве;
Достижения в профессиональной среде (какие операции освоили, на каких станках, машинах, ПЭВМ работали)
На какую должность или рабочее место претендуете, и какие идеи, что нового можете принести с собой. Не обязательно, чтобы письмо состояло из последовательно перечисленных блоков. Главное, обращение должно быть построено логично и стилистически верно.

Пример письма-запроса:

Уважаемый (имя, отчество руководителя желательно узнать заранее, хотя бы, через телефонную справку).
К Вам обращается Казаневич Наталья Константиновна. В 1996г. я окончила Таганрогский радиотехнический университет по специальности инженер-программист. Работала программистом в ИЧП “Строй-сервис”. В связи с уменьшением объема производства наш отдел попал под сокращение. Я хотела бы с Вами встретиться и побеседовать о возможности трудоустройства на Вашем предприятии в качестве программиста или секретаря-референта. В случае необходимости могу работать с ненормированным рабочим днем. Допускаю другие варианты трудоустройства, с вниманием отнесусь к Вашим предложениям.
Я замужем, имею дочь 5 лет.
Буду ждать ответа по адресу: ___________________________________
Тел.: _____________________
9. Обязательно оставьте свои данные в государственной службе занятости и частных агентствах по трудоустройству. Если вы наносите им визит, прихватите резюме (можно и фото), а на месте вас попросят заполнить анкету. Если вам предстоит телефонный разговор (см. выше), положите резюме (или перечень своих данных) перед собой на стол.

Советы по составлению резюме

Пять основных требований к стилю написания резюме

1.Краткость.
2.Конкретность.
3.Активность.
4.Избирательность.
5.Честность.
Используйте энергичные глаголы, показывающие активность, никогда не пишите “участвовал”, “оказывал помощь” и т.п.: может показаться, что вы стояли в стороне или от случая к случаю оказывали разовые услуги.
Не считайте, что чем более разнообразную информацию вы сообщите о себе, тем лучше. Отбирайте информацию исходя из цели резюме.
Не включайте в резюме ложную информацию, но правильно расставляйте акценты.
Сделать хорошее резюме непросто. В любом случае, даже если у вас есть хорошие образцы или вам помогают знающие люди, потребуется немалое время и не один вариант, пока вы не получите то, что требуется.

Структура резюме

А. Фамилия, имя, отчество.
Б. Основные личные данные (адрес, телефон, дата и место рождения, гражданство, семейное положение).
В. Цель в поиске работы. Из формулировки цели должно быть ясно, какую работу вы можете и хотите делать, а иногда еще и на каких условиях. То, на что вы претендуете, косвенно показывает, каким специалистом вы себя считаете. Последующие разделы резюме должны показать обоснованность ваших притязаний.
Г. Опыт работы. Дается в обратном хронологическом порядке с указанием дат, мест работы, основных функций и достижений. Для людей с опытом работы эта часть резюме является особенно важной. Но соблюдайте пропорциональность, так как чрезмерная подробность в изложении сведений может настораживать.
Д. Образование. Чем больше прошло времени после окончания, тем меньше места эта часть должна занимать в резюме. Для выпускников и студентов советуем помещать этот пункт перед предыдущим, так как опыт работы, если и есть, то менее значителен. Можно добавить отметки и награды, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют вашей цели, отметить участие в исследовательских или каких-либо других работах, связанных с учебой.
Е. Дополнительная информация. Сюда рекомендуем включать сведения о степени владения иностранными языками (если это не “читаю и перевожу со словарем”), о навыках работы на персональном компьютере (желательно с указанием применяемых программных средств), о наличии водительских прав и о личностных качествах. Вообще говоря, она может включать все, что повышает вашу ценность в глазах работодателя и о чем можно написать.
Ж. Дата составления резюме. Указание даты составления резюме добавляет ему четкость и конкретность. Желательно, чтобы представляемое резюме всегда имело свежую дату.
Резюме также может включать:
сжатое описание квалификации и опыта работы;
сведения об общественной деятельности;
упоминание о хобби (только если оно имеет отношение к работе или если его можно считать серьезным личным достижением);
сообщение о военной службе;
указание готовности к разъездам и смене места жительства;
указание готовности к работе с ненормированным рабочим днем;
сведения о рекомендациях.

Образец анкеты-резюме

Разумихина Алла Львовна
Адрес: 347902, г. Таганрог, ул. Свободы 21.Телефон: 4-29-32.Цель: Получение должности секретаря-референта в туристической фирме.Образование: Ростовский государственный университет, романо-германское отделение филологического факультета (диплом с отличием). Во время летних каникул работала секретарем-референтом в ЧП “Спектр”.Опыт работы: Преподаватель французского языка в школе № 36 (основные обязанности: обучение с учетом индивидуальных особенностей, разработка оригинальных игровых заданий для школьников, достижение взаимопонимания, как с учениками, так и с их родителями, а также с коллегами по работе). Владею профессиональными качествами в области:· современного делопроизводства;· психологии делового общения;· компьютерных технологий и оргтехники.
Иностранные языки: свободный французский, хороший английский.
Общественная деятельность: Работая в школе, организовала драматический кружок, где ставила с ребятами пьесы по сочиненным совместными усилиями текстам.
Дополнительные сведения о себе: ответственно и творчески отношусь к порученному делу, неконфликтна, самостоятельна.

Посещение организации с целью поиска работы

Кому наносить визит?
Этот подход обычно более успешно осуществляется в случае посещения малых предприятий, фирм и организаций, где директор или владелец может принять оперативное решение о приеме на работу без излишних формальностей. Например, в частных магазинах, мастерских, кафе, на малых предприятиях, в кооперативах и т.д. Спланируйте Ваш визит заранее - Вы ориентируетесь на определенного работодателя? Можете ли Вы зайти в течение дня в 2-3 фирмы?
Что брать с собой?
Возьмите копии анкеты-резюме. Если представится возможность, Вы их передадите или просто покажете работодателям в случае, если подходящих вакансий на данный момент не найдется. При себе следует иметь ручку, так как Вас могут попросить заполнить анкету. Ваше резюме будет для этого полезным источником данных.
Вы пришли в офис
Добейтесь встречи с сотрудником, отвечающим за набор кадров. Узнайте его имя. Если Вас спросят о причине визита, объясните, что хотели бы переговорить с ним по поводу вакансий. Если Вам скажут, что необходимо назначить встречу заранее, попросите, чтобы Вам ее назначили.
Умение подать себя
Первое - представьтесь по имени, объясните, какую работу Вы ищете, подчеркните свои положительные качества. Попытайтесь выглядеть уверенно и добиться, чтобы Ваш приход был интересен всем.
Второе - не теряйте надежды, когда Вам скажут, что вакансий нет. Попробуйте другие подходы - не появится ли чего-либо в ближайшем будущем? Не знает ли Ваш собеседник о вакансиях на других фирмах? Можно ли оставить свои документы на случай появления вакансий? Можно ли позвонить через одну-две недели?
Заканчивайте беседу в позитивном духе, вежливо. Будьте готовы проявить гибкость. Будьте вежливы и дружелюбны. Поблагодарите нанимателя за то, что он нашел время для встречи. Вслед за успешным визитом пошлите письмо или позвоните.

Как подготовится к собеседованию, что бы оно прошло успешно

1.Постарайтесь обеспечить себя сведениями об организации, в которую идете, и о возможной работе.
2.Имейте при себе копии дипломов, свидетельств, резюме, другие полезные документы (характеристика, отзывы и т.д.).
3.Точно узнайте местоположение организации и дорогу, чтобы не опаздывать.
4.Придерживайтесь делового стиля в одежде. Мужчины должны приходить на собеседование в костюме и при галстуке. Самое лучшее для женщин – деловой костюм или платье, не впадая в крайности при выборе длины юбки, расцветки и аксессуаров. Если вы успели побывать в данной организации - ориентируйтесь на тот стиль, который там принят.
5.Составьте список ожидаемых вопросов и напишите свои ответы.
6.Хорошо отработайте ответы на наиболее вероятные вопросы, осуществляя это в форме деловой репетиции. Специально подготовьтесь к обсуждению вопроса об оплате труда.
7.Не забудьте, заканчивая беседу, четко договориться о том, когда и как Вы узнаете о результатах. Желательно, чтобы инициатива осталась за Вами, лучше договориться, что Вы будете звонить в назначенное время, чем ожидать звонка.
8.Через день – два после собеседования Вы можете послать на фирму благодарственное письмо. Письмо желательно составить так, чтобы оно было достаточно кратким и содержало благодарность за уделенное Вам внимание. Подчеркните, что эта встреча была важна для Вас, и Вы окончательно убедились в том, что предлагаемая работа вполне соответствует Вашим желаниям и возможностям. Отметьте свою готовность с пользой трудиться в этой организации.

В каких случаях нужно рекомендательное письмо?
Представить рекомендательное письмо необходимо, когда об этом прямо говорится в объявлении о вакансии. Отправлять рекомендательное письмо вместе с резюме стоит только в том случае, если таковы требования работодателя. Если у вас есть солидное рекомендательное письмо, можно отметить в конце резюме сам факт их наличия и указать, кто именно дает рекомендацию.
Следует иметь такие письма при себе, идя на собеседование. Но не нужно торопиться сразу предлагать интервьюеру с ним ознакомиться. Подходящий для этого момент наступает, когда речь заходит о причинах ухода с последнего места работы.
Структура рекомендательного письма.
Не забывайте, что рекомендательное письмо – это деловое письмо, и на него распространяются все правила составления и оформления деловых документов. Письмо должно быть удобочитаемым, аккуратно и грамотно написанным, оформление строгим.
1.Заголовок «Рекомендательное письмо»
2.Подтверждение факта работы кандидата в компании
3.Краткое описание должностных обязанностей, карьерного роста
4.Краткая характеристика личности соискателя
5.Конкретные результаты работы
6.Причины ухода из компании
7.Собственно рекомендация
8.Должность, фамилия, имя, отчество и контактные данные лица, подписывающего рекомендательное письмо.

Для тех, кто отослал резюме и был приглашен на собеседование, хочется дать для начала самый главный совет - не бояться подобных рассказов, успокоиться и быть максимально уверенным, что все сложится наилучшим образом.

Не нужно следовать рекомендациям, согласно которым подготовка к собеседованию с работодателем заключается в том, чтобы настроиться на подавление собеседника, либо наоборот сдаться и надеяться на милость работодателя. Запомните - интервьюер никогда не ставит себе за цель сделать так, чтобы вы не получили желаемую работу. Ведь, если вы уже приглашены на собеседование – значит, вы уже смогли заинтересовать работодателя или кадровика в своей кандидатуре. Также, вы не должны ставить перед собой цель попасть на работу любой ценой, на любую предложенную вакансию. Вашей целью должно быть найти ту работу, которая подходит именно вам. А цель отдела кадров - найти специалиста, который будет соответствовать всем необходимым на этой вакансии требованиям. И если есть причина, по которой вам не подошло предложение работодателя, это не повод расстраиваться. Намного хуже было бы, закрыв глаза на отрицательные моменты, устроиться на работу, а потом уволиться оттуда спустя короткое время.

Что может испортить настроение перед собеседованием

Итак, давайте попробуем подробнее рассмотреть, какие причины могут стать помехой конструктивному настрою, и в чем заключается подготовка к собеседованию. Одно из бытующих мнений - это то, что с вами будет вести беседу молодой специалист, который не имеет должного жизненного опыта и компетенции в вопросах выбора персонала. Но не стоит бояться этого, опираясь на такие, ни чем неподкрепленные стереотипы. Конечно не факт, что вам попадется истинный профессионал своего дела, но должность кадровика это не такое удобное местечко, куда набирают людей по блату. Вы только представьте, насколько это нервная работа, и со сколькими людьми интервьюеру приходится общаться за целый рабочий день. Плюс с этими людьми нужно не только пообщаться, но и правильным образом составить о них мнение и донести его работодателю. Поэтому работать на такой должности способны только понимающие и адекватные люди, которые могут непредвзято судить о кандидате.

А молодой возраст интервьюера никоим образом не должен настораживать вас, поскольку это далеко не решающий фактор в качестве работы кадровика. Тут главное иметь необходимый набор знаний для отбора кандидатов, умение составлять анкеты и проводить тестирования, именно из этих факторов складывается характеристика качества работы интервьюера, а не от возраста интервьюера.

Полная готовность к любого вида вопросам

Так что, будьте готовы не боятся никаких вопросов, начиная от качеств вашего характера до вашей семейной жизни. Все эти мелочи очень важны для того, чтобы максимально точно определить, насколько ваша кандидатура удовлетворяет всем требованиям вакансии, на которую вы претендуете. Запомните, что сотрудник кадрового агентства задает все эти вопросы не преследуя цель вас унизить, а лишь для полноты информации о вас. Для вас эти вопросы тоже играют немаловажную роль, так как благодаря им, вы можете показать работодателю, что подходите по всем требованиям и сможете показать свои положительные стороны.

Итак, подведем итог. Основные правила успешного прохождения собеседования:

  • быть уверенным в своих силах и в положительном результате собеседования
  • хорошее настроение - ваш залог успеха
  • не бояться каверзных вопросов и быть к ним готовым.

Сущность профессионально-психологической подготовки. Сущность подготовки составляют главные компоненты профессио­нально-психологической подготовленности сотрудника, раскры­тые юридической психологией, формирование которых должно быть осуществлено в педагогическом процессе профессионально-педагогической подготовки. Они отличны от совокупности знаний, навыков и умений, традиционно относимой к сущности любого процесса обучения. Их своеобразная, профессионально обуслов­ленная структура, включает в себя:

1. профессионально-психологические знания. Это преимуще­ственно не абстрактные психологические знания, а «работающие», адаптированные к специфике юридической деятельности, служа­щие основой для понимания и осмысленного преодоления психо­логических трудностей на пути решения юридических задач;

2. профессионально-психологические навыки и умения. Это освоенные профессионалом органов способы действий, ориенти­рованные на практический учет психологических аспектов в пра­воохранительной, правоприменительной и правоисполнительной деятельности. Есть три важнейшие группы их:

а) аналитико-психологические умения - умения увидеть психологический аспект в юридических ситуациях и действиях, понять, верно оценить его, психологически обоснованно принять решение и наметить способ его реализации. Это, например: умение психологически анализировать профессиональную ситуацию; умение осуществлять психологически анализ криминального события; умение психологически анализировать письма, заявления и жалобы граждан; умение психологически анализировать свидетельские показания; умение психологически анализировать и оценивать оперативную обстановку и др.;

б) тактико-психологические умения освоенные способы психологических действий, приемы, включаемые в процесс реше­ний юридических задач и повышающие его успешность. Это, на­пример: умение составлять психологический портрет лиц и групп, представляющих профессиональный интерес; умение психологически грамотно вести профессиональное наблюдение; умение вести психологическое наблюдение; умение создавать благоприятные психологические условия для осуществления профессиональных действий; умение выбирать и создавать благоприятные ситуативные условия; умение психологически грамотно готовить и осуще­ствлять профессиональное общение; умение устанавливать психо­логический контакт и доверительные отношения; умение преду­преждать и преодолевать конфликты во взаимоотношениях; умение оказывать правомерное психологическое воздействие; уме­ние пользоваться психологическими приемами для оптимизации профессионального мышления и др.;

в) технико-психологические умения - они связаны с исполь­зованием психологических средств в профессиональной работе: речевых, неречевых и поведенческих. Для мастера своего дела характерно умение правильно подобрать слова и выстроить фра­зы, произносить их с уместной эмоциональной окраской, придать с помощью мимики соответствующее выражение лицу, а позе и походке - нужную выразительность, представить себя, когда на­до, умным и всезнающим пли противоположно другим, разыгры­вать легенду и др.;


3. профессионально развитые психологические качества (профессиональные способности). К числу важнейших принадле­жат: профессиональные ощущения (повышенная чувствительность к профессионально важным признакам, звукам, запахам, к опре­делению на ощупь температуры тела убитого, чувствительность «бокового поля» зрения, чувствительности «ночного» зрения и др.), профессиональные восприятия (зрительные, слуховые, обо­нятельные и др.), профессиональная наблюдательность, профес­сиональная внимательность, профессиональная память (повы­шенно развитая способность к запоминанию фамилий, адресов, номеров автомашин, находящихся в розыске, фотографий, словес­ных и иных портретов лиц, проходящих по оперативным установ­кам, деталей ситуаций, имеющих юридическое значение, слов, по­казаний, данных о разных лицах, сведений, хранящихся в мате­риалах оперативного или уголовного дела и др.); профес­сиональные представления (развитая способность хорошо пред­ставлять в уме план города, микрорайона, предстоящие действия; мысленно проигрывать планируемую ситуацию задержания и др.), профессиональное мышление, профессиональный артистизм (способность к перевоплощению, ролевому поведению и др.), профес­сиональная бдительность, готовность к неожиданному и др.

- профессионально-психологическая устойчивость - особый компонент профессионально- психологи ческой подготовленности юриста, сотрудника, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающий возможность действовать в любых сложных и опасны условиях без снижения эффективности и качества решения задач

Сущность и детализированная структура профессионально психологической подготовленности сотрудника правоохранитель­ных органов, раскрытая юридической психологией, выступает ос­новой для построения ее педагогической системы как взаимосвя­занной целостности, включающей цели профессионально-психо­логической подготовки, ее задачи, содержание, организацию, методику, обеспечение, критерии эффективности и др.

Цель, задачи, виды и содержание профессионально-психологической подготовки. Подготовить детектива, полицей­ского, следователя, судью к успешному преодолению трудностей своей деятельности пытались с тех пор, как была осознана эта не­обходимость. Однако более целеустремленно и продуманно стали строить психологическую подготовку в нашей стране с 50-х годов XX века, сначала в спорте, потом в вооруженных силах, а с сере­дины 70-х годов и в правоохранительных органах. На первых порах она носила в них подражательный характер, копировала то, что делалось военными. Но понимание того, что психологическая подготовка призвана готовить к преодолению не военных психоло­гических трудностей, а специфических, свойственных правоохра­нительной деятельности, привела в 1982 г. к разработке профес­сионально адаптированной концепции и основ педагогической сис­темы профессионально-психологической подготовки в правоохра­нительных органах, которые подтвердили свою жизнеспособ­ность, продолжают развиваться и применяться в практике профес­сиональной подготовки. Установлено, что молодой специалист, прошедший полный курс профессионально-психологической под­готовки, за 4 - 6 месяцев достигает уровня соответствующей грани мастерства, которая без подготовки, стихийно, путем проб и оши­бок, на основе уроков (чаще всего горьких) правоохранительной деятельности возникает у практика лишь через 8-10 лет. В усло­виях значительной текучести кадров в правоохранительных орга­нах трудно недооценить значимость использования возможностей целеустремленной профессионально-психологической подготовки.

Профессионально-психологическая подготовка - особый вид профессиональной подготовки. Ее целью выступает практическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к успешной профессиональной деятельности в сложных по своим объективным психологическим особенностям условиях. К таким условиям чаще всего относятся: некоторые метеорологические и стихийные, ночные условия, условия местности, особенности строений и объ­ектов, некоторые особенности обстановки (внезапность возникновения, неожиданность, неясность, быстрая изменчивость и др.) неправомерные действия правонарушителей, применение ими оружия, пресечение многих видов правонарушений, условия про­тиводействия и конфликтного общения, психологические и педаго­гические особенности граждан, с которыми приходится иметь де­ло, их состояния (возбужденность, истеричность, враждебность, агрессивность, невменяемость и пр.), хитрость, скрытность и лжи­вость части из них, вызывающее и провоцирующее поведение, часть внутренних состояний самого специалиста (усталость, воз­бужденность, гнев, ненависть, тревожность, острое чувство ответ­ственности, расслабленность, ослабленная бдительность, снижен­ная мобилизованность и др.).

Основные задачи профессионально-психологической подго­товки:

Вооружение сотрудников психологическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими трудностей правоохрани­тельной деятельности в экстремальных условиях, их выявления, анализ, учет при принятии решений и выполнении профессио­нальных действий;

Развитие профессионально-психологической ориентирован­ности личности сотрудников - устойчивой установки их на учет и грамотное преодоление психологических трудностей правоохрани­тельной деятельности;

Формирование профессионально-психологических умений и навыков;

Профессиональное развитие необходимых для успешных действий психологических качеств;

Развитие и укрепление профессионально-психологической устойчивости;

Психологическая закалка (повышение надежности) важ­нейших профессиональных навыков и умений, обеспечивающая их наилучшее проявление в трудных условиях.

Как видно, в основе концепции профессионально-психоло­гической подготовки - акцент на прикладное обучение, формиро­вание не только знаний по юридической психологии, но и практи­ческое обучение их применению, развитие профессиональных ка­честв. Такой подход к ней определяет особенности отбора содержания, форм, методов, обеспечения и др.

Разные специалисты правоохранительных органов, наряду с наличием общего в их работе, сталкиваются все же с разными психологическими трудностями, связанными со спецификой зала и условий именно их деятельности. Поэтому существуют разны виды профессионально-психологической подготовки, делящиеся л специальностям (профессионально-психологическая подготовка оперативных работников, следователей, прокурорских работников таможенников, инспекторов налоговой полиции, личного состава ОМОН и др.), но специфике задач и условий их выполнении (профессионально-психологическая подготовка к задержанию воо­руженного правонарушителя, к действиям ночью, при чрезвычай­ных обстоятельствах, к общению, к работе с разными категориями граждан), по категориям персонала (профессионально-психоло­гическая подготовка рядового состава, руководящего состава) Они имеют отличия по содержанию, методике, обеспечению.

Организация профессионально-психологической подготовки в правоохранительном органе. Практика стихийно повышает психологическую подготовленность профессионалов, но процесс этот идет медленно и неравномерно, с пробелами и упущениями. Целенаправленная профессионально-психологическая подготовка позволяет добиться большего и быстрее. Существуют два основных направления ее: подготовка в ходе изучения различных профес­сиональных вопросов и подготовка путем проведения специально­го курса (раздела программы).

Подготовка в ходе изучения различных профессиональных вопросов. При проведении, например, занятий с сотрудниками по вопросам уголовного процесса и криминалистики профессиональ­но-психологическая подготовка может и должна проводиться при изучении вопросов осмотра места происшествия, допроса, опроса, общения, изучения особенностей личности людей, проходящих по уголовным делам; при отработке осмотра места происшествия при наличии трупов или ведущих себя истерично потерпевших; прове­дения допроса при вызывающем поведении допрашиваемого, его неискренности, попытках психологического давления на юриста; проведении осмотра места происшествия в обстановке трудного поиска вещественных доказательств и улик (темнота, плохая ос­вещенность, отсутствие выраженных следов, дождь, помехи со стороны зевак и др.); составлении портретов лиц, объявляемых в розыск и др.

При проведении занятий по административному праву и деятельности с вопросами профессионально-психологической подготовки связаны: отработка действий по инструктированию наряда, исходя из оперативной обстановки и особенностей выходящих на службу; пресечение административных нарушений лицами, от которых можно ожидать различных видов неподчине­ния и противодействия; общение с гражданами при решении ад­министративных вопросов, которое не приводило бы к осложне­ниям; «приведение в чувство» правонарушителя методами психо­логического воздействия; укрощение граждан, доставляемых в дежурную часть, но продолжающих конфронтационные действия; организация движении транспорта и пешеходов в сложных условиях; пресечении агрессивных или угрожающих действий неболь­ших групп людей; задержание правонарушителей в различных местах при их сопротивлении; решение вопроса о применении оружия и др.

При изучении вопросов профилактики правонарушений необ­ходимость учета психологического аспекта имеется при изучении: порядка проведения профилактических бесед с лицами, состоящи­ми на учете; углубленном изучении лиц, склонных к правонару­шениям, их индивидуальных особенностей, пристрастий, образа жизни, факторов, влияющих на их поведение; субкультуры, внут­ренней организации функционирования молодежных групп, участвующих в нарушениях общественного порядка; атмосферы жиз­ни, взаимоотношений в семьях трудных подростков, влияния ро­дителей на подростков, поиска и использования средств и методов, исправляющих положение; особенностей профилактической рабо­ты с подростками; работы с гражданами, подбираемыми для со­действия сотрудникам в профилактической работе; вопросов эф­фективности правовой пропаганды к правового воспитания насе­ления и др.

Тесно связана с вопросами профессионально-психологической подготовки физическая подготовка сотрудников. В ряде исследо­ваний установлено, что плавание, бег, лыжи, гребля, парусный спорт воспитывают настойчивость, выдержку, самообладание; бокс, борьба, водные лыжи, слалом, прыжки в воду - решитель­ность и смелость; волейбол, футбол, регби, хоккей, баскетбол инициативность, находчивость, упорство, коллективизм. Особенно значимы, конечно, занятия по самообороне, рукопашному бою и др. Для формирования многих компонентов профессионально-Психологической подготовленности студентов, слушателей, со­трудников имеют значение занятия на снарядах и устройствах, требующих проявления устойчивости к риску и опасности, прояв­ления смелости, умения владеть собой, стойкости к неудачам, на­стойчивого стремления добиться выполнения учебного задания.

Примеры могут быть продолжены, но практическая реализа­ция возможностей профессионально-психологической подготовки в ходе самых различных занятий требует, чтобы:

В организационно-методических указаниях, программах, методических разработках, при методической подготовке руководителей всех занятий присутствовали положения, указания, требования, напоминания о необходимости осуществлять профессинально-психологическую подготовку при проведении занятий;

В планах занятий в виде дополнительных целей и задач
конкретно указывались компоненты профессионально-психологической подготовленности обучающихся, которые могут и будут
них формироваться, совершенствоваться, закрепляться;

Руководителями занятий хорошо были продуманы возможности занятий, выделены те элементы их организации и содержания, которые можно и нужно использовать;

Продуманы были те элементы методики занятий, которые
имеют отношение к профессионально-психологической подготовке
на данном занятии;

Были определены способы создания учебных психологиче­ских трудностей, ориентированных на подготовку обучающихся сотрудников к действиям а экстремальных условиях;

Использовались все пути по максимальному приближению
учебных условий на занятии к реальным профессиональным и
экстремальным, приняты вес меры по исключению условностей и
упрощенчества (с соблюдением последовательности в наращивании
трудностей) и одновременно меры безопасности,

Основы методики профессионально-психологической подго­товки. Как на занятиях по изучению разных профессиональных вопросов, так и особенно в ходе специальных занятий по профес­сионально-психологической подготовке в основе их проведения лежит метод психологического моделирование задач, условий и трудностей профессиональной деятельности сотрудников.

Есть два взаимосвязанных пути моделирования. Первый путь приближение внешних условий занятий к реальным условиям профессиональных действий, т.е. воспроизводству внешней карти­ны («лица») их. Это позволяет обучающимся воспринимать труд­ную обстановку и ощущать себя участниками реальных событий. Внешняя картина учебной обстановки, похожая на реальную, соз­дается выполнением (проигрышем) профессиональных действий, усложнением задач, созданием внешних трудностей их решения, выбором трудных условий времени, места, освещенности, имита­цией психологически действующих на сотрудников факторов, созданием помех, введением в обстановку противоборствующих сил, фактическим использованием средств индивидуальной защиты спецсредств, оружия для решения учебных задач.

Второй путь приближение внутренних условий (психи­ческих состояний, переживаний, умственного и эмоционально-волевого напряжения, страха, тревожности и др.) к тем, которые будут характерны в реальной экстремальной обстановке (воспроизводство «души» реальных действий и обстановки). Для этого нужно насыщение занятий трудными задачами, повышенной ответственностью, сложными препятствиями, лимитированием времени, сложностями понимания и оценки обстановки, элементами риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого изменения Остановки, противодействия преступного элемента, самостоятельности, психологических проблем, интенсивным наращиванием трудностей, длительностью больших нагрузок и др.

Моделирование экстремальных условий правоохранительной деятельности успешно, если для этого используются во взаимосвя­зи и необходимых пропорциях оба пути. Знакомя обучающихся с сильно воздействующими на психику факторами, иметь в виду, что трудности закаляют одних, но могут надломить других. Без­расчетливое запугивание трудностями способно подтолкнуть неко­торых молодых людей, особенно женщин, к выводу об ошибочно­сти выбора профессии, желанию уйти из юридического образова­тельного учреждения, перейти на другую работу. Последо­вательность в ознакомлении со сложностями работы юриста, со­трудника правоохранительных органов (демонстрация крови, тру­пов и других тяжелых для психики факторов) должна осуществ­ляться с постепенным нарастанием их, с учетом уже выработанной профессионально-психологической устойчивости обучаемых, со­провождаться предупреждениями и советами руководителя заня­тий.

Формами специальных занятий по профессионально-психологической подготовке, оправдавшими себя на практике, яв­ляются лекции, уроки, тактические летучки, семинары, практи­ческие занятия, психологический тренинг, психотехнические иг­ры, тактические игры, учения, просмотр специальных фильмов. Практические формы обучения составляют до 90 % учебного вре­мени, отводимого на эту подготовку.

Моделирование реальных условий требует создания хорошей материальной базы: учебного полигона (например, модели пере­крестка - в натуральную величину, - с находящимися по углам жилых домом, общественным местом, магазином, зданием суда, с подземным переходом, киосками, стоящими автомашинами и пр.); площадки для эмоционально-волевых упражнений (с сооружениями, использование которых вызывает у обучающихся волнение, тревогу, страх, опасения и одновременно необходимость проявле­ния воли, умения овладеть собой и заставить сделать то, что тре­бует руководитель занятий. Это, например, гимнастический городок, вертикально и горизонтально расположенные канаты, вертикальные шесты, разные лестницы, ямы для перепрыгивания и по доске, качающиеся мостки и др.); полоса препятствий; учебные комнаты, оборудованные под магазин, холл банка др., наборы видеофильмов, слайдов, фотоальбомы и пр. Нужно использовать и сооружения на территории правоохранительного органа, образовательного учреждения (проходная, столовая, чердак, подвал, лестницы, гараж и пр.).

Многие занятия, проводимые по игровой методике, проходят успешнее при участии имитаторов - специально подготовленных руководителями занятий сотрудников, воинов, которые в ходе занятий имитируют поведение и действия других лиц, с которыми имеет дело обучающийся, профилактируемых, нарушителей очевидцев, свидетелей, допрашиваемых, обвиняемых, подсудимых" осужденных и др.

Методика отдельных занятий зависит от задач, решае­мых на них. Так, методика занятий по формированию у сотруд­ников психологических знаний ничем особенно не отличается от занятий по формированию иных знаний. Необходимо лишь стре­миться к ясности, доступности изложения, не увлекаться специ­альными понятиями и запоминанием формулировок. Всегда рас­крывать значение тех или иных знаний для практики действий сотрудника.

Методика занятий по формированию профессионально-психологических умений и навыков аналогична методике практи­ческих занятий и тренингов по формированию других навыков и умений. Психолого-педагогическая тонкость - в строго прицельном подборе учебного материала, условий и заданий, которые бы максимально активизировали именно те психологические и психо­физиологические процессы и механизмы, которые лежат в основе этих навыков и умений. Например, нельзя развить умение вести «боковое наблюдение», нужное, например, сотруднику при про­верке документов у граждан для одновременного слежения за происходящим рядом, если давать ему только учебные образцы документов с заданием проверить правильность и обнаружить подделки, если они есть. После ряда таких упражнений надо ус­ложнять обстановку и задания: обязывать одновременно следить за стоящим рядом человеком (имитатором), документы которого проверяются, и обнаруживать все его движения, особенно содер­жащие противоправную угрозу.

Методика занятий по профессиональному развитию необхо­димых сотрудникам психологических качеств на специальных занятиях (чаще всего это тренинги) по профессиональному разви­тию отдельных качеств имеет особенности. Вот пример такого за­нятия с использованием самостоятельно снятого диафильма (набора слайдов) по запоминанию лиц, находящихся в розыске я их опознанию. Демонстрируется первый кадр - фотография мужчины. Обучающимся дается задание: в течение 10 секунд запомнить его особенности. Демонстрируется второй кадр, на котором помещено 3 - 5 фотографий мужчин, среди которых может быть (вариант в серии упражнений - может и не быть) разыскиваемый. Причем фотография последнего не идентична запоминав­шейся: фотография в другом ракурсе, в иное время, возможно, в головном уборе, с усами, в рост, в компании. Обучающимся пред­лагается ответить на вопросы: «Есть ли среди них разыскивае­мый? На какой фотографии он?» Аналогичны последующие 5-10 и более упражнений, но усложняются фотографии, их число, уменьшается время на запоминание и идентификацию. Схоже мо­гут проводиться занятия по запоминанию словесного портрета и опознанию лиц на его основе, розыску лиц на основе комбиниро­ванного, рисованного портрета и др. Дополнительные вопросы: «Опишите все различия между двумя схожими портретами», или «За 30 секунд назовите максимум различительных признаков в двух фотографиях одного и того же места происшествия».

Хороши тренажи с использованием самостоятельно снятых учебно-тренировочных видеофильмов, представляющих собой комплекс их 10 - 20 сюжетов (демонстрируемых обычно 10-30 секунд), расположенных по возрастающей сложности. Очередной сюжет предваряется заданием, а после него задается два-три во­проса (лучше -- с высвечиванием на экране) с ограничением вре­мени (одно из усложнений - его постепенное сокращение). Отве­ты индивидуальны и по возможности фиксируются. Переход от сюжета к сюжету может осуществляться с временной остановкой демонстрации видеофильма, но лучше непрерывный показ с удержанием вопросов на экране в течение отпускаемого на ответ времени.

Обильны тренажи по развитию профессиональной памяти: на запоминание инструкций, адресов, фамилий, номеров автомашин, номеров телефонов, паспортных данных, дословных выражений собеседника, деталей сообщаемых фактов и др. Тренируемы осо­быми заданиями профессиональная внимательность и ее отдель­ные свойства (интенсивность, концентрация, широта, переключаемость, распределение, устойчивость), образные представления и их мысленный анализ, мышление, скорость оценки обстановки, Цементы психологической наблюдательности и другие. Занятия (тренажи) проводятся и на местности, например, по определению расстояний до разных объектов, высот объектов, роста людей, скорости движения транспортных средств, интервалов времени, Различных звуков, запахов и др.

Имеется интересный опыт включения психологических тренингов в расписание занятий в образовательном учреждении, на­пример, проведения их одновременно во всех учебных группах, по местам занятий в течение 15 минут в начале первого часа. Хорошо использовать для демонстрации заданий внутреннюю телевизионную сеть. Практикуется и такой прием: ежедневно или несколько раз в неделю в вестибюле или в коридорах вывешивается установка на поиск и идентификацию 1-3 лиц в виде словесного, составного (комбинированного) портрета или фотографии. Последние относятся к одному из сотрудников (в образовательных учрежде­ниях - студенту, преподавателю и др. работникам). Фотография берется устаревшая или представляющая разыскиваемое лицо в необычном виде - в шапке, темных очках, с бородой, парике и пр. Всем предлагается найти его и сообщить фамилию и место на­хождения дежурному (или по объявленному телефону). Фамилии первых сотрудников (студентов), выполнивших задание правиль­но, объявляются всем.

Одна из новых форм развития качеств - профессиональные психотехнические игры. Они проводятся в группах, чаще всего попарно и продолжительностью 10 - 20 минут. Вот ряд примеров, Игра под названием «Немой». Одному из пары обучающихся («немому») выдается текст размером с полстраницы с описанием криминальной или житейской ситуации. Его задача - жестами и мимикой (не издавая звуков) передать второму содержание текста. Задача второго понять, а потом рассказать, что он понял. Цель игры: приучать первого рационально и выразительно пользоваться мимикой и жестами, а второго - приучать следить за партнером по общению, его жестами и мимикой, чтобы потом в деловом об­щении с гражданами использовать згу привычку и слушать не только слова. Проводится разбор, за которым игра повторяется с переменой обязанностей и на новом текстовом материале.

Другой пример: игра «На воре шапка горит». Учебная группа в помещении, а один из обучаемых выходит в коридор. Препода­ватель вручает последнему какой-нибудь маленький предмет (например, «пакет наркотика», «украденный паспорт» и пр.) и дает задание 5 раз войти в помещение, неспешно пройтись и вый­ти. Один раз из пяти иметь в кармане данный ему предмет, но внешне никак не выдавать себя. Об этом информируется и группа и ей дается задание: тщательно следить за всеми внешними прояв­лениями входящего, сравнивать от раза к разу, определить, в ка­кой из моментов у него был в кармане предмет. Вариант игры: один или два обучающихся выходят из помещения. Предмет кла­дется в карман, стол, портфель одного из находящихся в помещении. После этого впускают вышедшего (вышедших). Его задача, пройдя по рядам и оценивая внешний вид сидящих, определить, У кого из них находится предмет.

Третий пример игры, называемой «Рефлексивное мышление». Высвечивается на экране карта одного из городов региона. Задание всем: «Вы с напарником приехали в малознакомый город и потеряли друг друга в толпе. Куда вы направитесь, чтобы встретиться? Постарайтесь понять, как будет рассуждать другой и куда онпойдет искать вас». Сидящие рядом принимают независимо друг от друга решение, а затем, огласив его, объясняют, из каких соображений они приняли его. Возможны варианты игры: сотрудник и убежавший от него правонарушитель, сотрудник и угонщик автомашины, сотрудник и вор, спрятавший похищенное в тайнике (квартира, приусадебный участок и др.) и т.п.

При комплексном использовании различных форм и методов в течение 3-5 месяцев улучшение развиваемых качеств у молодых сотрудников достигает 350-400 %.

Формирование умения владеть собой - обязательный элемент подготовленности сотрудника к поведению и действиям в экстремальных условиях. Выдержка и самообладание во многом зависят от мало меняющихся психофизиологических особенностей человека (возбудимости, эмоциональной реактивности, тревожно­сти, устойчивости к риску, уравновешенности нервных процессов - одного из свойств типа нервной системы человека и др.). Но как качество личности оно обусловлено и многим другим, специ­ально - умением владеть собой. Это умение - продукт знания сотрудником методов самоуправлении своими состояниями и отра­ботанности их до автоматизма. К числу методов, которым обучают (хотя и не повсеместно) сотрудников, относятся: самоприказы и самовнушения.

Самоприказы - мысленно произносимые про себя команды, выраженные в категоричной и решительной форме. Например: «Возьми себя в руки!», «Хватит колебаться! Действуй!», «Не торопись! Спокойно!», «Не отвлекайся!», «Расслабься! Успокоить­ся!», «Собрать силы!» и пр. Вначале они произносятся вслух, со­провождаются индивидуально подходящими жестами (сжатие кистей в кулак, рубящее движение, спокойное поглаживание и пр.), Занятием соответствующей позы (расслабленной, или предельно собранной для начала действия и др.), возгласом соответствующей интонации и громкости. Начинать можно в группе, по команде, последовательно отрабатывая мимику, жест, позу, возглас, в комплексе. Хорошо это продолжать при отработке боевых приемов на Физкультуре. Завершать отработкой произнесением команд про себя, с мысленным представлением всех описанных выше выразительности и приложением волевых усилий, чтобы ощутить расслабление, успокоение, собранность, полную мобилизованность сил. Обучающимся рекомендуется пользоваться командами в вседневной деятельности, не ожидая наступления экстремальных условий.

Отработка методов самовнушения связана с использованием аутогенной тренировки. Она полезна, но сложна, ибо требует обучающихся значительных затрат времени (3 - 4 месяцев) и витой воли. Наиболее разумный подход: проведение несколько занятий в плановом порядке для ознакомления сотрудников с тех никой аутотренинга с последующей рекомендацией повторять упражнения самостоятельно 1 - 2 раза в день по 5 - 7 минут. Если в правоохранительном органе создан свой кабинет психологической разгрузки, такая работа идет успешнее. Результат тренировки - прочное освоении формул самовнушения, которые открывают пе­ред сотрудником возможность (в результате образования и упро­чения ассоциативных и условно-рефлекторных психофизиологиче­ских связей и механизмов) произвольно восстанавливать работо­способность, мобилизовываться, повышать готовность к действиям, овладевать собой в стрессовых ситуациях, снижать уровень психического напряжения и не только в тиши кабинета, но и в реальных условиях.

Целенаправленное развитие у сотрудников, военнослужащих внутренних войск качеств, необходимых для служебно-боевой деятельности, предполагает развитие прежде всего таких качеств, как профессионально-психологическая устойчивость к экстремаль­ным факторам, смелость, мужество, бдительность (готовность к неожиданному).

Профессионально-психологическая устойчивость к экстре­мальным факторам формируется на основе упреждающего озна­комления обучающихся сотрудников с ними. Все, что ожидается, знакомо, производит на человека меньший эффект. Важно, чтобы «волнение первого раза» сотрудник испытал в учебной обстановке, а не в реальной. Это подтверждается информационной теорией эмоций П.В. Симонова, выраженной, в частности, в формуле:

Э= - П (Ин - Ис),

П - потребность в достижении, успешном решении задачи;

Ин - информация (опыт, подготовленности), необходимая для удовлетворения потребности (достижения цели, решения за­дачи);

Ис - информация, имеющаяся у человека (степень опытности, обученности).

Волнения, напряженность тем больше и отрицательны по со­держанию, чем большую потребность, желание испытывает данный человек, чем меньше его Ис. Если Ис равно Ин, то разность в скобках раина нулю и человек спокоен, а если Ис больше Ин, то эмоция положительна.

Ознакомление обучающихся сотрудников с экстремальными ситуациями осуществляется:

Ознакомлением с фотографиями ситуаций, мест происшест­вий, потерпевших, следов и т.п.;

Прослушиванием фонограмм с записью звуков, могущих оказаться неожиданными и впечатляющими, типичными для раз­ных экстремальных ситуаций;

Просмотром документальных видеофильмов;

Экскурсиями в морги,

Имитацией различных факторов экстремальных ситуаций
(дым, пожар, взрыв, неприятный запах, кровь, стрельба, стоны,
крики и др.) с помощью имитационных средств;

Проведением практических занятий в соответствующих ре­альным суточных, погодных, местных и пр. условий;

Участием обучающихся сотрудников в качестве дублеров или наблюдателей при выполнении реальных ситуаций опытным персоналом правоохранительного органа.

Устойчивость к умственным трудностям решения задач и развитие находчивости, сообразительности, боевой смекалки, быстроты реакции, боевой инициативы, бдительности сотруд­ников развивается путем:

Проведения внезапных тревог, поручением неожиданных заданий, на подготовку которых нет времени;

Создания условий, когда обстановка не полностью ясна,
информации о ней мало или излишне много (когда неясно, что важно, а что неважно, что учитывать, а что не надо), когда часть информации противоречива, неточна, устарела, а действовать надo;

Создания условий, когда возможны решения и действия и необходимо выбирать быстро, обоснованно, в нервной обстановке одно из них;

Введения внезапных и резких усложнений на фоне
точно длительно сохраняющейся относительно спокойной, ровной
по трудностям обстановки;

Ограничения времени на оценку обстановки и принятие ре­шений;

Многократных проявлений внезапности, особенно внезап­ных активных действий «противника»;

Поддержания максимального темпа действий, изменений обстановки.

Фактически необходимо развитие у сотрудников такой харак­теристики подготовленности, которую можно назвать привычкой к непривычному.

Смелость, бойцовские качестве, активность, упорство вы­рабатываются, когда при учебе:

Выбираются неблагоприятные погодные условия и темное время суток;

Отрабатываются сложные задачи в сложных условиях, чре­ватых возможностями срыва и невыполнения;

Создается обстановка сильного противодействия со стороны
«противника» - умного, хитрого, активного, наказывающего за промахи, а не «играющего в поддавки»;

Вводятся неожиданные и значительные изменения обста­новки;

Имитируется выход их строя средств связи;

Имитируются «потери» - выход из строй части сил или отзыва их по распоряжению руководства;

Имитируется выход из строя руководителя операции;

Создается обстановка, приводящая к неудаче при первой попытке решения стоящей задачи, а иногда и второй, если не вно­сятся существенные коррективы в совершенствование способов действий;

Иногда создается обстановка невыполнимости задачи во всем объеме и обучаемые пытаются достигнуть максимально воз­можного в данной ситуации результата.

Стойкость, выносливость, мужество развиваются:

Введением лишений, умышленным нарушением порядка обеспечения;

Проведением занятий с высокими физическими нагрузками,

Многократным повторением действий в высоком темпе и без предоставления времени на достаточный отдых;

Поручением совмещения обязанностей 2 - 3 человек, «выбывших» по боевым причинам;

Доведением темпа до максимального с сохранением его в течение максимально возможного времени;

Поощрением высокого напряжения в ходе всего занятия,
игры, учения;

Увеличением продолжительности напряженных учебных занятий;

Выполнением ответственных действий в конце занятия в со­стоянии усталости;

Выполнением упражнений с применением оружия в состоя­нии усталости;

Максимально возможным наращиванием трудностей от за­нятия к занятию.

Развитие уверенности в себе, своих товарищах, в успешное преодоление экстремальных трудностей происходит в ходе раз­вития всех описанных выше качеств, а также:

Накоплением личного опыта и действий в составе группы в
решении трудных и все усложняющихся учебных задач в услови­ях максимально приближенных к реальным экстремальным;

Встречами с опытными работниками, побывавшими в пере­делках,

Достижением высоких показателей в овладении профессио­нальным мастерством, выполнении нормативов,

Личным опытом огневой подготовки, приближенной к тре­бованиям сложных реальных условий, и положительными дости­жениями в ней (см. 8.5),

Наглядным убеждением сотрудников в надежности индиви­дуальных средств защиты,

Хорошей подготовкой по вопросам обеспечения личной безопасности (см. 8.7),

Изучением служебно-боевого опыта, традиций правоохра­нительных органов, фактов самоотверженности и героизма,

Сплочением коллектива и развитием товарищеских, чест­ных, доброжелательных отношений в нем,

Завоеванием личного делового и боевого авторитета коман­дирами и начальниками, которые будут руководить действиями в экстремальных условиях.

Следует предупреждать и излишнюю самоуверенность, «шапкозакидательство», недооценку криминального противодействия. Они чреваты утратой бдительности, беспечностью, недооцен­кой трудностей и неудачами с опасными последствиями.

Закалка (повышение надежности) важнейших про­фессиональных навыков и умений, обеспечивающая их наилучшее проявление в трудных условиях, достигается моделирова­нием таких условий. Это обычные практические занятия по раз­ным профессиональным вопросам, игры, учения, но на которых упорно проводится линия на моделирование экстремальных условий, задач, противодействия, наращивание трудностей, приближающихся к предельным, описанными выше способами. Если этого не делать и оставаться на уровне упрощенчества, то формирование профессиональных навыков и умений не будет доведено до конца. Они окажутся ненадежными и, случись что-то более сложное, они подведут, не только не появятся в лучшем виде, но и ухудшатся (ухудшения могут достигать 50 и более процентов; на­пример, меткость в использовании личного оружия - упасть до нуля).

На всех занятиях с максимальным приближением условий реальным, введением элементов опасности и риска обязательно принятие мер обеспечения безопасности:

Включение в планы занятий специального раздела «Меры по обеспечению безопасности»;

Исключение упражнений с повышенным риском травматиз­ма обучающихся, которые надежными мерами безопасности не­возможно или затруднительно обеспечить;

Оснащение места проведения занятий специальными средст­вами безопасности (огнетушителями, запасами воды, аптечками первой медицинской помощи, страховочными веревками, кисло­родно-изолирующими аппаратами и др.);

Назначение лиц, обеспечивающих безопасность упражнений
и принимающих страхующие меры, а также их инструктаж и тре­нировка;

Организация постоянного контроля над возникновением элементов риска в ходе проведения занятия и постоянная готов­ность руководителя и обеспечивающих безопасность лиц к немед­ленному прекращению хода выполнения опасного упражнения по команде «Стоп»;

Обязательная проверка лично руководителем занятия перед
началом его проведения готовности средств безопасности.

При подготовке, проведении, анализе и оценке всех занятий целесообразно использовать специальные педагогические критерии их эффективности:

1) профессионально-психологическая нацеленность (задач, содержания, методики),

2) профессионально-психологическая плотность (насыщенность элементами экстремальности от начала до конца занятия),

3) профессионально-психологическая реалистичность (содержания, условий, трудностей),

4) степень экстремальности,

5) педагогическая результативность (итоговый результат,
выраженный в формировании компонентов профессионально-психологической подготовленности, повышении надежности профессиональных навыков и умений, развитии служебно-боевых качеств).

Чем более трудный путь (служебный и учебный) за плечами сотрудника, тем лучше подготовлен он к любым испытаниям. Чем тяжелее в учебе, тем успешнее действия в экстремальных условиях. Чем ближе учебные трудности к реальным, тем выше планка достижений. Подобно тому, как годами тысячи раз прыгая через веревочку на высоте 50 сантиметров нельзя подготовиться к побитию рекорда в прыжках, так нельзя, занимаясь даже регулярно в условиях упрощенчества и условностей, подготовить себя к борьбе за победу, которая нередко ведется насмерть.

Темы поиска работы, трудоустройства и связанные с этим проблемы и процедуры закономерно становятся все более актуальными и даже модными, если судить по средствам массовой информации. Вместе с тем не так часто встречается действительно полезная для соискателей информация...

В основном, это страшилки и истории для развлечения — можно почитать, как кого-то на интервью не поняла и не оценила молодая девица, ничего не знающая о жизни, как кого-то построил во фрунт отставной полковник; в другом месте можно познакомиться с размышлениями «опытного» кадровика-интервьюера о его личных методах перекрестного допроса и создания для претендента стрессовых ситуаций на собеседовании.

Так и видишь перед собой картину, где толпы наших бравых Штирлицев пытаются хитроумно обвести вокруг пальца вредных папаш Мюллеров, засевших в кадровых агентствах. Задача Штирлицев — не выдать военную тайну и пробраться на должность, скрыв все свои отпечатки на чемоданах, но Мюллеры тоже не просты, у них еще в запасе большой арсенал пытошного оборудования. Неопытный человек трижды подумает, соваться ли в этот омут при поиске работы. Поэтому первый совет тем, кто уже отослал резюме и приглашен на собеседование в фирму или агентство — не нервничать, стараться думать самостоятельно и не верить прочитанному (особенно если на соседней странице рассказ о похищении Киркорова инопланетянами).

Самое неприятное, что вы можете позаимствовать из подобной литературы — представление о будущем собеседовании как о поле битвы, где нужно либо сломить противника, либо «сдаться на милость победителя». Это в корне неправильная установка! Ведь перед интервьюером не стоит задача во что бы то ни стало не допустить вас до работы. Так же как и у вас нет задачи устроиться любой ценой на любую работу. На самом деле, вы хотите найти подходящую для себя работу, а кадровое агентство — подобрать подходящего специалиста на определенное рабочее место. Но ведь это не взаимоисключающие задачи — наоборот, они гармонично дополняют одна другую! И даже если вы не получили конкретного места, это не проигрыш: было бы гораздо хуже придти на службу, совершенно вам не подходящую, и уйти оттуда через 2 недели. Итак, что же конкретно может помешать нашему позитивному, конструктивному настрою, когда мы собираемся на собеседование?

Один из самых распространенных мифов: на фирме или в агентстве вас встретит неспециалист, молодой юноша/девушка без жизненного опыта, который способен только оскорбить вас своими никчемными вопросами и не более того. Разберемся по порядку. Во-первых, сидящий перед вами на собеседовании молодой юноша/девушка вероятнее всего является профессиональным психологом и специалистом по кадровому менеджменту. Конечно, если он молод, то жизненного опыта у него меньше, чем у пенсионера с довоенным стажем, но в мире уже 400 лет нет профессий, базирующихся на жизненном опыте и здравом смысле (последние представители этой когорты — инквизиторы, которые послали на костер Джордано Бруно, так как их жизненный опыт не позволял усомниться, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот). Следовательно, специалист кадровой службы должен обладать знаниями в области профессиографической классификации вакансий, подбора квалифицированного персонала; обладать навыками тестирования и анкетирования, проведения диагностического интервью и т.д. Именно от этого, а не от возраста зависит его личная профессиональная квалификация. Простая аналогия: если вам нужно сделать прививку, кто лучше с этим справится — юная медсестра, чем пенсионерка-колхозница с огромным стажем и опытом?

Второй вид распространенных заблуждений (особенно у высококвалифицированных специалистов и руководителей) — необходимость единого статуса интервьюера и кандидата.

«Равного может оценить только равный. Психолог с окладом в 300 у.е., услышав о притязаниях финдиректора на 2000, поставит диагноз о завышенной самооценке и сделает неблагоприятные выводы».

На самом деле, ни один грамотный специалист так не поступает. Продолжим медицинские аналогии: если этот же финансовый директор придет на прививку, вряд ли он будет ожидать, что шприц будет держать профессор, доктор медицинских наук. Или представим такую ситуацию: банкир говорит врачу о своих доходах и планах на будущее, а тот, ориентируясь на собственный оклад, ставит диагноз «мания величия». Нет, господа, опасения такого рода — для анекдотов, а не для серьезных размышлений перед собеседованием.

Так что примем за основу, что пригласивший вас на встречу специалист, независимо от пола, возраста и расовой принадлежности, является профессионалом в своей области и уполномочен своим заказчиком — работодателем задавать вам самые разные вопросы — о профессиональном опыте, семейной жизни или чертах характера. Подчеркнем, что он задает все эти вопросы не с целью вас унизить и не из праздного любопытства — он должен дать отчет о вашем поведении и ваших словах вашему будущему руководителю. Конечно, это не означает, что все 100% сотрудников, проводящих кадровые собеседования, достойны доверия, но в любом случае ваша неконструктивная позиция предвзятости и недоверия приведет к неблагоприятному для вас результату. Судите сами: время встречи небезгранично, а силы интервьюера небеспредельны. И если вы вместо ответов на вопросы будете постоянно переспрашивать: «А зачем Вам это нужно знать?.. А имеете ли Вы право...?» — у него просто не хватит времени объяснять, что, зачем и почему. Так что исход будет неблагоприятен для вас обоих. Более того, мы не советуем задавать эти вопросы даже мысленно самому себе во время процедуры собеседования. А уже потом, когда вы уйдете, можете вспоминать вопросы, обдумывать их смысл, читать специализированную литературу, оценивать интервьюера — но только после встречи.

При этом нужно действительно быть готовым к совершенно разным вопросам. Позиция «моя жизнь касается только меня» совершенно неприемлема. Будем откровенны: вакансии, которые заполняются кадровыми агентствами и предусматривают систему собеседований в фирме — это вакансии на должности высокого уровня и ответственности. Ведь все эти процедуры стоят немалых денег, которые в сфере бизнеса на ветер не бросают. Значит, это должно окупаться, хотя бы через уменьшение возможных убытков и рисков. Работодатель должен быть уверен, что вы способны сохранять конфиденциальную информацию, что ваш внешний вид, манеры и образ жизни будут укреплять имидж предприятия; а то, что производительность зависит от сплоченности коллектива больше, чем от профессиональных качеств сотрудников — не знает только ленивый. Поэтому будьте готовы к вопросам и о родителях, и о детях, и о друзьях, а в некоторых случаях — к обследованию на детекторе лжи (хотя это всегда оговаривается особо).

Конечно, есть вакансии, которые не предполагают такого пристального внимания к вашей персоне. И это не обязательно работа грузчика или уборщицы. Возьмем для примера систему гражданской авиации. Во всем мире летный состав и авиадиспетчеры ежегодно проходят медицинскую комиссию, куда включено психологическое освидетельствование (при том что кассиры, бензозаправщики и даже начальник гостиницы при аэропорте от этой необходимости избавлены).

С другой стороны, представление, что вам будут задавать какие-то глубоко интимные (или оскорбительные) вопросы, тоже излишне преувеличено. Грамотного интервьюера интересуют не подробности вашей личной жизни, а отношение к миру, взгляды, духовные ценности. По сути, эти беседы мало отличаются от интервью с известными людьми, которые мы ежедневно видим по телевизору, только в данном случае вопросы обращены не к властителям дум, а лично к вам. Считайте, что это ваши 15 минут славы и спокойно говорите о том, что считаете нужным, сами выбирая степень конкретности или обобщения. Главное — старайтесь избегать даже мелкой неправды: лучше уклониться от ответа, чем быть уличенным на ерунде. Помните анекдот — вошедшего кандидата встречают вопросом: «В нашей фирме очень ценится аккуратность. Вы вытерли ноги о коврик, когда входили?» Если кандидат говорит, что, мол, конечно, следует продолжение: «Но больше аккуратности у нас ценится правдивость. Возле двери нет коврика». А чтобы более сложные и общие вопросы об отношении к жизни не вызывали у вас оцепенения своей неожиданностью, продумайте основные позиции: цель трудоустройства, интересы, предпочтения, семейные ценности — поверьте, разговаривать будет легче.

Конкретные вопросы, которые задают на собеседовании — давно ни для кого не тайна. Они опубликованы в специальной и популярной литературе, да и другие кандидаты, проходящие собеседование, могут сообщить их вам. Проблема лишь в том, что ни на один вопрос нет единого для всех правильного ответа. Поэтому ваша задача — показать в ответах именно свои, личные достоинства, способности, черты характера.

Теперь о некоторых типичных ошибках. Не хочется в тысячный раз затрагивать темы, которые должны быть затвержены еще до школы (приход без опоздания, соответствие внешнего вида деловому стилю и т.д.), но знали бы вы, какой процент кандидатов проваливается именно на этих элементарных вещах! Всем известно, что первое впечатление изменить очень трудно, успеете ли вы сделать это за 15-20 минут интервью? Лучше постарайтесь, чтобы одежка, по которой вас встречают, не подкачала. Особенно это касается взаимодействия с кадровыми агентствами. Можно предположить, что будущий босс примет ваши извинения и поверит рассказам о сломанном светофоре: хозяин — барин. Но сотрудник кадрового агентства не уполномочен на такие решения. Он связан заказом работодателя присылать людей, крепко усвоивших нормы деловой этики. Поэтому рассчитайте свой путь, не поленитесь выйти заблаговременно. Еще раз просмотрите свой график на день собеседования. Если вы запланировали: 1) зайти в химчистку, 2) постараться успеть на интервью, 3) оттуда прямо на лыжную прогулку — это, поверьте, не оптимально. Еще один момент уважения к собеседнику: постарайтесь запомнить/выучить, к кому и куда вы идете. Записать и взять с собой бумажку недостаточно. Человек, шарящий по карманам со словами: «Мне нужно в эту...ну:, на встречу с этим... как его там...» вряд ли произведет впечатление надежного будущего сотрудника. В последнее время появилось много литературы о языке тела — как при помощи мимики, жестов и движений производить благоприятное впечатление. Однако изменять себя — очень длительный процесс. Если у вас до интервью осталось менее полугода, мы не советуем забивать этим голову. Лучше держаться свободно и естественно, ничего не стараясь изображать. Вероятность, что вы обладаете особыми актерскими способностями, мала, и если будете играть какую-то роль, произведете впечатление либо скованного человека, сидящего на краешке стула, либо развязного субъекта, кладущего ноги на стол. Повторяем — не старайтесь контролировать каждое свое движение, ведите себя естественно.

  • Неуверенность в себе и неискренность.
  • Отсутствие интереса и энтузиазма.
  • Постоянные самооправдания, ссылки на неблагоприятные факторы.
  • Недостаток чувства юмора.
  • Неспособность воспринимать критику.
  • Радикальность идей.

* полностью список приведен в книге «Психологические аспекты подбора и проверки персонала», сост. Н. А. Литвинцева.

Виталий Новиков,
консультант Тренинг-Центра «Мир Профессионалов»